Изменение КБМ после ДТП

ДТП
Каждый водитель, садясь за руль, наверняка пребывает в уверенности, что предстоящая поездка будет комфортной и безопасной. И такая уверенность в большинстве
Содержание
  1. Как ДТП влияет на стоимость ОСАГО?
  2. Что такое КБМ?
  3. Как изменится КБМ после аварии при вине водителя?
  4. Как долго действует повышающий коэффициент?
  5. Можно ли избежать увеличения цены полиса ОСАГО после ДТП?
  6. Как факт ДТП влияет на стоимость ОСАГО: изменение КБМ после аварии по вине водителя
  7. Как меняется КБМ после аварии?
  8. 1 пример: как меняется КБМ
  9. 2 пример: как меняется КБМ
  10. Как долго сохраняется повышающий КБМ после ДТП?
  11. Сколько будет стоить страховка после ДТП?
  12. Можно ли избежать повышающего коэффициента?
  13. Как меняется КБМ после ДТП
  14. Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
  15. Как долго действует повышающий коэффициент?
  16. Изменение при безаварийной езде
  17. Восстановление КБМ после ДТП
  18. Можно ли избежать увеличения цены после ДТП?
  19. Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»
  20. Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?
  21. Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?
  22. Как рассчитывается КБМ?
  23. Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?
  24. Как узнать свой КБМ?
  25. Что делать, если не получилось узнать КБМ?
  26. Как быть, если КБМ рассчитан неверно?
  27. Как меняется КБМ после ДТП
  28. Как влияет коэффициент аварийности на стоимость страховки
  29. Как изменяется КБМ после ДТП – снижается, или повышается?
  30. Меняется ли коэффициент после ДТП для невиновного водителя
  31. Как меняется КБМ после ДТП для виновника аварии
  32. Что происходит, если вина обоюдная
  33. Виноват не хозяин ТС, а водитель
  34. Восстановление КБМ после ДТП
  35. Можно ли избежать увеличения цены после ДТП
  36. Заключение, вывод

Как ДТП влияет на стоимость ОСАГО?

Многие водители знают, что попадание в аварии приводит к увеличению стоимости страховки. И совершенно естественно возникает вопрос: как влияет ДТП на стоимость полиса ОСАГО?

Система страхования автогражданской ответственности учитывает интересы двух сторон – автовладельцев и страховых компаний. Вторые для снижения финансовых рисков, связанных с выплатой возмещений, определяют стоимость полисов ОСАГО индивидуально, оценивая надёжность клиента с точки зрения его «склонности» к авариям. Результатом этой оценки является применении специальных коэффициентов к базовому тарифу, повышающих или, напротив, понижающих стоимость страхового полиса.

Что такое КБМ?

Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.

Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.

  • обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
  • стимулирует водителей к безаварийной езде.

Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.

КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:

  • прицепы;
  • транзитные автомобили;
  • транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ.

Как изменится КБМ после аварии при вине водителя?

Насколько изменится стоимость полиса ОСАГО при безаварийной езде или, напротив, после ДТП по его вине, автовладелец может определить самостоятельно. Страховые компании используют значения КБМ, которые рассчитываются по специальной таблице. Стартовым является коэффициент бонус-малус, равный единице.

Значения коэффициента бонус-малус
Значение Кбм на начало
действия полиса
Значение Кбм в зависимости от количества
обращений за возмещением
Нет Одно Два Три Более трех
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Из таблицы видно, что при расчёте КБМ во внимание принимаются:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • количество возмещений, произведённых в течение года.

Изначально автовладельцу присваивается коэффициент, равный единице. В последующие годы КБМ может снижаться или повышаться, что удешевляет или делает дороже полис ОСАГО.

Изменение КБМ производится в большую или меньшую сторону в зависимости от попадания клиента в ДТП, которое привело к выплате страхового возмещения. Для начинающего автовладельца эти изменения будут выглядеть следующим образом:

  • езда без аварий приведёт к снижению КБМ, который на будущий год составит 0,95, то есть полис ОСАГО на следующий год будет оформлен со скидкой 5%;
  • при одной аварии КБМ возрастет до 1,55, стоимость страховки повысится на 55%;
  • при двух и более ДТП КБМ вырастет до максимума, равного 2,45, что означает рост стоимости полиса на следующий год на 145% по сравнению с предшествующим годом.

К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховые компании относятся гораздо более лояльно, чем к начинающим водителям. При попадании в ДТП для клиентов с опытом грозит лишь снижение ранее предоставленной скидки по полису ОСАГО.

Из приведённой таблицы видно, что совершение даже одного ДТП, не говоря уж о нескольких, снижает уровень скидки, чем повышает его безаварийная езда. Подход довольно жёсткий, но зато хорошо дисциплинирующий участников дорожного движения.

Как долго действует повышающий коэффициент?

Сколько действует коэффициент бонус-малус? Значение КБМ пересматривается один раз в год, в процессе оформлением нового полиса ОСАГО для каждого конкретного страхователя-автовладельца.

Следует иметь в виду, что сведения об участии конкретного автовладельца в ДТП вносятся в общий информационный ресурс, к которому имеют доступ все страховые компании. Поэтому смена одной страховой компании на другую после истечения срока действия полиса с целью избежать пересмотра КБМ и понижения класса не принесет водителю-хитрецу ожидаемого результата.

Можно ли избежать увеличения цены полиса ОСАГО после ДТП?

Не все аварии приводят к перерасчёту стоимости полисов ОСАГО путём применения повышающих коэффициентов. Класс не будет понижаться, если клиент попадёт в ДТП, но будет признан невиновным и пострадавшим от действий другой стороны.

Роста стоимости полиса ОСАГО можно избежать и при исключении виновника ДТП из перечня водителей, которым будет разрешено управлять транспортными средствами на следующий год.

В таком случае применение повышающих коэффициентов будет осуществляться страховой компанией, исходя из истории тех лиц, которые останутся в списке.

По большому счёту наиболее правильный, естественный способ сэкономить на полисе ОСАГО – предельно внимательное поведение на дороге и уважение прав других участников движения.

Как факт ДТП влияет на стоимость ОСАГО: изменение КБМ после аварии по вине водителя

КБМ – это коэффициент бонус-малус, зависящий от наличия или отсутствия страховых случаев по вине застрахованного. Т.е. если застрахованный в ДТП не является виновником, то показатель КБМ не увеличивается. Если у застрахованного водителя была авария по его вине, то коэффициент увеличивается. Рассмотрим, как меняется коэффициент КБМ после ДТП и что делать, чтобы заработать скидку обратно. Дополнительно рассмотрим на цифрах, насколько возрастает стоимость автогражданки.

Как меняется КБМ после аварии?

В соответствии с правилами по ОСАГО по каждому водителю есть статистика. Она показывает наличие или отсутствие страховых случаев, какой КБМ учитывался при расчете стоимости, где оформлен последний полис ОСАГО. Все сведения хранятся в базе РСА и их можно посмотреть без лишних проблем и бесплатно.

Как только водитель оформляет полис первый раз, ему присевается КБМ = 1. Именно от него ведется страховая статистика. За каждый безаварийный год добавляется скидка 5%. За каждый аварийный год коэффициент возрастает, в зависимости от количества ДТП за год. Чтобы проще было понять, как меняется КБМ после аварии, рассмотрим несколько примеров и способ определения коэффициента.

Внимание! КБМ определяется просто. За основу берут строку, на которой указан коэффициент, действующий при оформлении последнего полиса (он же отражается в базе РСА). Если аварий не было, то новый коэффициент будет в 3 столбце таблицы (0 страховых возмещений за период КБМ). Если аварии были, то актуальный показатель находится в столбце, который соответствует их количеству.

1 пример: как меняется КБМ

Допустим, что автолюбитель оформил полис первый раз. Соответственно, при расчете использовался коэффициент «1». Поэтому за основу берется строка с данным коэффициентом (на иллюстрации под цифрой 1).

В течение страхового года у водителя было 2 аварии по его вине. Поэтому второе действие – это выбрать строку, исходя из количества аварий (на иллюстрации под цифрой 2). После посмотреть новый коэффициент на пересечении. В данном примере это 2,45 (на иллюстрации под цифрой 3).

2 пример: как меняется КБМ

Допустим, что у водителя скидка 45%, т.е. он 10 лет управляет машиной без аварий. Поэтому, при расчете страховой премии использовался коэффициент «0,55» (на иллюстрации под цифрой 1).

В течение страхового года у водителя произошла 1 авария по его вине. Поэтому второе действие – это выбрать строку, где указана 1 авария (на иллюстрации под цифрой 2). Далее посмотреть новый коэффициент на пересечении. В данном примере это 0,85 (на иллюстрации под цифрой 3).

Получается, что повышающий коэффициент при расчете стоимости ОСАГО в данном случае не применяется. Автолюбитель только потерял часть заработанной скидки. Чтобы вернуть ее, потребуется 7 лет управлять автомобилем, не попадая в аварии.

Как долго сохраняется повышающий КБМ после ДТП?

Сохраняется коэффициент год с момента оформления полиса. Поэтому, спустя указанный срок он может уменьшиться, если у водителя не было страховых случаев. Если были аварии, то происходит опять повышение, если есть соответствующий коэффициент. Изучив таблицу определения КБМ можно заметить, что максимальный коэффициент = 2,45.

Если рассматривать на первом примере, когда водителю присвоен максимальный коэффициент, то ситуация может развиваться следующим образом.

Как изменится КБМ, на основе первого примера:

Коэффициент на начало страхования Нет аварий Была 1 авария Было 2 аварии Было 3 или более аварий
2,45 2,3 2,45
2,3 1,55
1,55 1,4
1,4 1 1,55 2,45

Получается, если у такого водителя каждый год будет авария по его вине, то коэффициент будет сохраняться. Сколько он будет сохраняться, зависит только от водителя и его убыточности. Если автолюбитель будет аккуратно ездить за рулем, то каждый год он будет уменьшаться.

Вывод – точных сроков сохранения КБМ нет, и каждый случай рассматривается персонально. Каждый водитель может самостоятельно посмотреть таблицу и понять, в каком случае коэффициент сохранится, а когда будет снижаться.

Сколько будет стоить страховка после ДТП?

Сразу отметим, что стоимость полиса рассчитывается персонально для каждого. Поэтому лучше обратиться к сотруднику или сделать расчет самостоятельно через онлайн-калькулятор на сайте страховой компании. На расчет влияют такие условия, как:

  • базовый тариф;
  • в каком регионе прописан собственник;
  • тип транспортного средства;
  • срок страхования (можно от 3 месяцев до года);
  • мощность ТС;
  • наличие или отсутствие нарушений.

Поэтому возьмем за основу расчет, сделанный на следующих условиях:

  • собственник зарегистрирован в Москве;
  • страхуется легковой автомобиль;
  • мощность 105 л.с.;
  • сроком на 1 год;
  • допущен 1 водитель: возраст 45 лет / стаж 15 лет;
  • коэффициент на момент оформления последнего ОСАГО = 0,65.

Рассмотрим, как меняется стоимость, при наличии 1, 2, 3 и более ДТП.

  1. Сколько водитель платил со скидкой. Стоимость ОСАГО: 9 619 (ТБ) * 0,65 (скидка) * 1,9 (Москва) * 0,94 (возраст и стаж) * 1 (год страхования) * 1,2 (мощность) = 13 400,04 рубля.
  2. Расчет при наличии 1 ДТП: 9 619 * 0,85 (КБМ новый) * 1,9 * 0,94 * 1 * 1,2 = 17 523,12 рублей.
  3. Расчет при наличии 2 ДТП: 9 619 * 1 (КБМ новый) * 1,9 * 0,94 * 1 * 1,2 = 20 615,44 рублей.
  4. Расчет при наличии 3 ДТП: 9 619 * 1,55 (КБМ новый) * 1,9 * 0,94 * 1 * 1,2 = 31 953,93 рублей.
  5. Расчет, если больше 3 ДТП: 9 619 * 2,45 (КБМ новый) * 1,9 * 0,94 * 1 * 1,2 = 50 507,83 , 33 666,50 рублей.

Обратите внимание! Что касается последнего расчета, то если перемножить все коэффициенты, то получается стоимость 50 507,83 рубля. Однако в правилах есть условие, согласно которому итоговая стоимость полиса не может превышать 3,5 базовой ставки. Т.е. в нашем примере базовая ставка 9 619 рублей. Поэтому максимальная стоимость страховки не может быть выше: 9 619 * 3,5 = 33 666,50 рублей.

Можно ли избежать повышающего коэффициента?

Законных способов избежать ответственности не существует. Поэтому лучше не рисковать и оформлять ОСАГО в соответствии с законом. Рассмотрим, на какие уловки идут водители и объясним, почему так делать не стоит.

Чего делать не нужно:

  1. Менять водительское удостоверение . Многие водители уверены, что если новые в/у, то и статистика новая. Но мало кто задумывается, что с обратной стороны в/у указываются ранее выданные. В итоге представитель страховой компании при оформлении полиса ставит галочка «замена в/у» и применяет нужный коэффициент. Конечно, можно оформить полис онлайн и никто не проверит. В таком случае проблемы могут быть при наступлении ДТП. Выявится факт мошенничества и водителю могут отказать в выплате. Итог – будет выплачивать ущерб пострадавшему за свой счет.
  2. Оформлять неограниченную страховку . При покупке такого ОСАГО расчет делается с коэффициентом 1,94. Это выручит, если у водителя больше 4 аварий. Он сможет сэкономить на несколько литров бензина. Если меньше 3 аварий, то он заплатит больше.
  3. Переоформлять машину на другого человека . Многие уверены, что если оформят машину на другого члена семьи, то страховка будет считаться как для новичка. Важно помнить, что неважно кому принадлежит машина. Расчет КБМ определяется по водителю.

Если нет желания или возможности покупать ОСАГО с повышающим КБМ, то единственный законный способ сэкономить – это пересесть на велосипед или купить проездной на общественный транспорт. Другого выхода нет!

Как меняется КБМ после ДТП

Страховать свою гражданскую ответственность должен каждый владелец транспортных средств. В связи с этим водители стремятся как можно более выгодно оформить полис ОСАГО. На цену страховки влияет множество факторов, в том числе безупречность и безаварийность управления автомобилем, количество ДТП, совершенных покупателем страховки. Чтобы стимулировать водителей к более аккуратному управлению транспортным средством применяется коэффициент бонус-малус (КБМ), ежегодно меняющийся. В случае ДТП эта скидка будет становиться меньше.

  1. Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
  2. Как долго действует повышающий коэффициент?
  3. Изменение при безаварийной езде
  4. Восстановление КБМ после ДТП
  5. Можно ли избежать увеличения цены после ДТП?

Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Чем выше опыт водителя, тем больше КБМ. В связи с этим с каждым следующим годом при безаварийной езде страховка будет становиться дешевле за счет этого коэффициента. Во время подписания договора страхования страховщики обязаны пользоваться данными о КБМ, которые внесены в базу АИС РСА. Если такие данные в базе отсутствуют по конкретному страхователю, для расчета стоимости полиса берется коэффициент, равный 1.

Посмотреть, как меняется КБМ можно по таблице, приведенной ниже. Она позволит приблизительно просчитать, какой коэффициент будет применен во время оформления следующей страховки ОСАГО.

Исходя из этой таблицы, можно заметить, что если авария случилась на третий год, при этом осуществлялась единственная выплата, скидку аннулируют. Если ответственность за ДТП лежит на страхователе, страховщик должен сделать две выплаты. Соответственно, стоимость следующего полиса станет больше на 55%.

Во время формирования бонуса будет учитываться количество аварий на протяжении всего срока вождения машины.

Определить размер своей скидки можно на сайте РСА. Для этого нужно вписать свои данные в специальную форму, а также указать номер, серию водительского удостоверения.

Как долго действует повышающий коэффициент?

КБМ рассчитывается по классам – от 1 до 13. Чем ниже класс, тем меньшим будет размер бонус-малуса. Чтобы определить класс, нужно учесть данные договоров ОСАГО, которые прекратили свое действие не позже чем год до даты, с которой началось страхование по новому полису.

Если между полисами был перерыв в 1 год, при оформлении нового полиса скидка обнуляется. Срок его действия коээфициента бонус-малус – период, на который заключается ОСАГО.

Изменение при безаварийной езде

КБМ является повышающим коэффициентом, который применяется при оформлении и использовании страхового полиса ОСАГО. Он подлежит пересмотру каждый год, при этом может как расти, так и снижаться. Безупречное вождение приводит к поднятию КБМ, отсутствие аварий позволяет повысить класс страхования и воспользоваться скидкой в размере 5% при оформлении следующего страхового полиса. Бонус накапливается и в итоге скидка может достичь при полном отсутствии ДТП предельно возможного размера – 50% от цены ОСАГО.

Такая система предоставления бонусов приводит к тому, что многие автовладельцы не обращаются в страховую компанию за возмещением убытков при незначительных и несерьезных ДТП, чтобы сохранить собственную репутацию и накопить более высокую скидку. При этом компенсация пострадавшей стороне выплачивается в виде незначительной суммы без присутствия и фиксации ДТП представителями страховой компании.

Восстановление КБМ после ДТП

При наступлении ДТП есть риск потерять не только часть накопленных бонусов, но и полностью лишиться этого повышающего коэффициента. Если происшествие произошло не по вине водителя, он не потеряет КБМ.

В случае участия в дорожно-транспортном происшествии в результате несоблюдения правил дорожного движения, невнимательном вождении, пребывании за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения КБМ будет утрачен. Кроме того, страховка после таких случаев будет стоить значительно дороже.

Единственный способ восстановить коэффициент – водить машину без аварий на протяжении длительного времени.

Восстановить КБМ можно путем обращения в страховую компанию, российский союз автостраховщиков или Центробанк. Занимаются восстановлением КБМ также частные онлайн-компании и брокеры.

Можно ли избежать увеличения цены после ДТП?

Избежать роста стоимости полиса после таких аварийных ситуаций, в которых доказана виновность владельца полиса ОСАГО практически невозможно. Единственный вариант – постараться в дальнейшем не нарушать ПДД и не участвовать в ДТП.

Легальных способов избежать роста цены на полис после аварии практически нет.

Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Как рассчитывается КБМ?

Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

№ п/п КБМ за предыдущий год КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения больше 3 возмещений
1 2 3 4 5 6 7
2 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
3 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
5 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
6 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
7 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
8 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
9 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
11 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
12 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
13 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
14 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
15 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
16 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

Как узнать свой КБМ?

Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

Что делать, если не получилось узнать КБМ?

Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как меняется КБМ после ДТП

Как влияет коэффициент аварийности на стоимость страховки

ОСАГО рассчитывается из нескольких факторов: это регион регистрации автомобиля, водительский стаж страхователя и несколько других коэффициентов, в числе которых КБМ.

Суть коэффициента аварийности в том, чтобы повышать или снижать стоимость страховки в несколько раз.

Размер множителя зависит от количества ДТП, виновником которых признан страхователь.

Для расчета создана таблица, в которой указан класс водителя и соответствующий ему КБМ, изменившийся после аварии.

Размер КБМ после ДТП меняется, в основном, из-за типа страховки. При неограниченном ОСАГО коэффициент бонус-малус повышается всегда у владельца транспортного средства, которое принадлежит стороне, виновной в создании аварийной ситуации. Во всех остальных случаях происходит рост коэффициента с соответствующим повышением цены ОСАГО только у водителя ТС.

Если виноваты все участники, то после дорожного-транспортного происшествия изменяется сразу у всех.

Как изменяется КБМ после ДТП – снижается, или повышается?

Если страховка оформляется в первый раз, то размер коэффициента никак не отражается на стоимости полиса. Новичкам и лицам с перерывом в страховании больше 12 месяцев берется в расчёт значение КБМ, равное единице. Если водитель не допускает аварии в первый год, то ему положен бонус и более выгодная стоимость ОСАГО. Неаккуратных водителей наказывают рублем, меняя КБМ ДТП. У виновников аварии уменьшается класс, повышается «бонус-малус» и стоимость полиса, соответственно.

Центральным банком России установлена таблица с набором классов (всего 15) и соответствующих им значений КБМ, а также их изменение в зависимости от количества страховых случаев (ДТП). Его размер растет по мере создания водителем аварийных ситуаций. Повышение коэффициента приводит к увеличению цены ОСАГО.

Водитель, признанный виновным в ДТП, неизбежно получает менее выгодную стоимость страховки и снижение класса страхования.

Меняется ли коэффициент после ДТП для невиновного водителя

Бонус-малус никак не меняется если водитель не виноват в аварии. По окончании расчетного периода, то есть 1 апреля очередного года, КБМ страхователя будет снижен на 0,05. Это значит, что ОСАГО для него подешевеет на 5%.

В расчёт берутся значения коэффициента, перечень которых содержит вышеописанная таблица. Сколько бы ни было аварийных случаев в году, при недоказанной вине водителя он не получит негативных изменений КБМ после ДТП. С точки зрения страховой компании он – представитель автолюбителей с безаварийной ездой.

При этом такой участник аварии имеет право на выплату ОСАГО в полном объеме, а КБМ виновника аварии увеличится только после этой компенсации.

Этот же принцип действует при ограниченной страховке – все водители, записанные в полис, от такого ДТП не пострадают, их КБМ после аварии останется на прежнем уровне.

Как меняется КБМ после ДТП для виновника аварии

КБМ еще называют безаварийной скидкой. Однако коэффициент может не только снижать цену страховки, но и увеличивать ее. Провоцируя ДТП, водитель автоматически лишается части или полной скидки за счет повышения коэффициента.

Если водитель виноват в нарушении ПДД, то уровень доверия страховщика к нему падает с каждой страховой выплатой, а цена ОСАГО поднимается вдвое или даже втрое.

Если при езде без аварии страхователю гарантировано ежегодное снижение коэффициента на 0,05, то при четырех страховых случаях в течение года значение КБМ ДТП, наоборот, поднимет до 2,45. Этот «бонус-малус» будет использован в формуле расчёта ОСАГО, и именно во столько раз вырастет стоимость автогражданки при таких условиях.

Обратите внимание: ДТП может ошибочно меняться в страховой истории дважды, если агент страховщика халатно подошел к заполнению формы АИС. Поэтому периодически используйте проверку КБМ в базе РСА.

Что происходит, если вина обоюдная

Если инспектор ГИБДД установил, что вина водителей в ДТП обоюдная, это вызовет снижение классов обоих страхователей. Одновременно вырастет значение коэффициента, как и цена ОСАГО. Таблица показывает, как именно изменится КБМ после аварии.

Например, при классе на начало срока страхования «6» с коэффициентом 0,85, становясь виновником двух ДТП, водитель получает класс «2» а множитель увеличивается до 1,4.

Если страхователь виноват в трех аварийных ситуациях, то с него снимаются все бонусы, дается минимальный класс страхования, приводя к максимальному увеличению множителя. Это будет самый дорогой полис ОСАГО для данного страхователя. Обратное снижение коэффициента займет 7 беспрерывных безаварийных лет.

Интересно, что если бы за рулем другого авто был водитель класса «1», то он бы получил такое повышение уже при первом КБМ ДТП. Расчёт есть в общей таблице Центрального банка РФ.

Виноват не хозяин ТС, а водитель

Как мы уже упоминали выше, здесь есть два способа изменения КБМ ДТП:

  • Ограниченная страховка. В случае аварии коэффициент повышается у того водителя, который был за рулем транспортного средства. Лицо должно быть вписано в полис, чтобы иметь право возмещение урона потерпевшему на условиях страховой компании.
  • Неограниченная страховка. Изменение коэффициента происходит только у владельца транспортного средства. Кто бы ни управлял автомобилем, страховые санкции за ДТП накладываются всегда на хозяина машины, а потерпевший в любом случае получает выплату по страховке. При этом смены КБМ у водителя виновной стороны не будет, если только он не хозяин авто.

Если страхуется ТС по неограниченному ОСАГО, то КБМ владельца берется именно на это авто. Когда машин несколько, то расчёт коэффициента проводится на каждую отдельно. Как именно снижается класс страхования в каждом случае, можно отследить в таблице.

Восстановление КБМ после ДТП

Если после аварии произошло повышение коэффициента, его восстановление возможно только при отсутствии ДТП в каждом последующем году. Чтобы убрать надбавку за полис ОСАГО, если класс водителя понижен до «М», понадобится 4 года безаварийного страхового стажа подряд. На пятый год страхователь получает сниженный КБМ и первые 5 % скидки.

Есть способ обмануть систему, но нет гарантии что он сработает нужным образом. Некоторые водители пытаются восстановить КБМ, оформив следующий полис за несколько дней до окончания предыдущего. Есть мнение что так значение коэффициента в новом договоре не увеличивается. На практике схема работает не всегда и обычно раскрывается страховыми компаниями. В результате страховщик может отказаться сотрудничать с таким страхователем.

Если КБМ при ДТП повысится неправомерно, например, страховой агент перепутает сведения, то можно обнулить коэффициент при помощи запроса в систему РСА.

Можно ли избежать увеличения цены после ДТП

Для водителя, виновного в аварии, коэффициент «бонус-малус» повышается автоматически. Это правило утверждено законодательно. Такой клиент не сможет избежать повышения цены следующего ОСАГО. Однако есть способ застраховать транспортное средство по сниженной стоимости. Для этого водитель исключается из списка лиц, которым разрешено управлять данным автомобилем.

С неограниченной страховкой такой метод не пройдет, так как страхуется гражданская ответственность только владельца авто, без учета коэффициента третьих лиц. Причем используется КБМ для конкретного автомобиля.

Сменить страховую компанию или переждать год, чтобы обнулить КБМ, как это было раньше, не получится. Все сведения о ДТП теперь вносятся в общую систему АИС РСА и запрашиваются страховым агентом при заключении нового договора ОСАГО.

Заключение, вывод

Изменение КБМ после аварии неизбежно, но речь идет только о виновных в ДТП. Причем санкции накладываются на обоих водителей, если вина обоюдная. Избежать снижения класса страхования может только лицо, управляющее авто по неограниченному ОСАГО, не владелец этого транспортного средства.

Восстановление КБМ возможно, но занимает несколько лет. Например, выйти в единицу коэффициента с класса «М» можно не раньше, чем через 4 года безаварийной езды. Так страховщики повышают размер страховой премии, заключая договор с высокорисковым водителем.

Мы настоятельно рекомендуем не пытаться восстановить КБМ обманным путем. Если же вы считаете, что страховая использует неверное значение, то мы поможем проверить и восстановить его на законных основаниях.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector