Как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке?

Советы
Буксировка автомобиля представляет собой совокупность мероприятий, связанных с перемещением автомобиля к месту стоянки или ремонта при помощи другого транспортного средства.

Как буксировать автомобиль на гибкой сцепке?

Буксировка автомобиля представляет собой совокупность мероприятий, связанных с перемещением автомобиля к месту стоянки или ремонта при помощи другого транспортного средства. Использование гибкой сцепки для буксировки – это один из наиболее распространенных способов перемещения неисправного автомобиля. Одновременно, такая операция считается одной из наиболее технически сложных, требующих определенных навыков и умений, а также строгого соблюдения Правил дорожного движения.

Особенности буксировки автомобиля с использованием гибкой сцепки

Гибкая сцепка, в соответствии с установленными правилами, должна иметься в комплекте каждого легкового автомобиля (вместе с аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки). Для осуществления буксировки, помимо гибкой сцепки, необходимо обеспечить наличие мест крепления троса к кузову ТС. Это могут быть специальные крюки, проушины или петли. При наличии у буксирующего автомобиля фаркопа, но может быть использован для крепления гибкой сцепки.

Исходные данные

Чтобы безопасно осуществить буксировку автомобиля водители должны иметь соответствующую подготовку. Полная масса автомобилей должна быть приблизительно одинаковой. Автомобиль, выступающий в роли буксира, должен иметь надежную трансмиссию, работоспособное сцепление, а также исправную, эффективно работающую систему охлаждения. В ходе эвакуации буксирующий автомобиль будет испытывать существенную нагрузку на все узлы, агрегаты и системы.

Трос (гибкую сцепку) необходимо крепить наискось по отношению к неисправной машине.

Основные правила осуществления безопасной буксировки

Буксировка автомобиля на гибкой сцепке является технологической операцией повышенной опасности. ПДД предъявляют ряд требований, соблюдение которых является обязательным:

  • За рулем у буксируемого автомобиля обязательно должен находиться водитель.
  • Между двумя машинами, совершающими буксировку, необходимо обеспечить расстояние не менее 4 и не более 6 метров.
  • Буксировочный трос оснащается предупредительными световозвращающими устройствами (размер 20х20 см, с диагонально нанесенными красными и белыми полосами).
  • Перевозить людей в кузове буксируемого ТС запрещено.

Кроме того, наложен ряд ограничений на буксировку по техническим параметрам. У буксируемого автомобиля должно быть исправно рулевое управление и тормозная система, а такжесветовая сигнализация. Если у буксируемого автомобиля она неисправна, необходимо прикрепить к задней части кузова (бамперу) знак аварийной остановки.

Категорически запрещено выполнять какие-либо действия, связанные с буксировкой в условиях гололедицы.

Порядок выполнения операции:

  • Необходимо удостовериться в исправности крепежных элементов, крюка и/или серьги и надежности их крепления.
  • В первую очередь, для буксировки должен использоваться трос неисправного транспортного средства.
  • Перед установкой троса следует проверить длину гибкой сцепки. Слишком маленькое расстояние между автомобилями (менее 4 м) может привести к столкновению во время торможения. Большая длина (свыше 6 м) приведет к существенным отклонениям буксируемой машины от оптимальной траектории движения, в результате повышается вероятность попадания в кювет или выезд на встречную полосу.
  • Перед началом движения следует убедиться, что водитель буксируемого автомобиля имеет опыт такой транспортировки и знает основные меры безопасности. Важно оговорить основные сигналы визуального обмена информацией.
  • Скорость движения должна находиться в пределах 30 – 50 км/ч. Начало движения необходимо совершать максимально плавно, без рывков. Тормозить необходимо заблаговременно, избегать резких, внезапных нажатий на педаль.

Нормативно-правовая база

«Порядок и правила буксировки механических транспортных средств установлены ПДД РФ (глава 20). Важное дополнение к ПДД внесено в 2017 году Постановлением Правительства РФ номер 333. В соответствии с п. 20.2 (1), водители, осуществляющие буксировку транспортных средств, должны иметь стаж практического вождения (действующие права) не менее 2 лет.»

Как буксировать неисправную машину на гибкой сцепке?

Буксировка неисправного транспортного средства — сложнейшая техническая работа, которой посвящен 20 раздел ПДД. Так что, овладеть приемом правильной буксировки автомобиля рано или поздно придется каждому автомобилисту.

Одно из негласных правил водителя говорит следующее: если на обочине стоит автомашина с включенной аварийкой, надо остановиться и предложить хозяину неисправного авто помощь. Если помощь действительно нужна, то надо из багажника достать буксировочный трос и сделать гибкую сцепку.

Когда категорически запрещено буксировать ТС на гибкой сцепке?

Дорожные правила запрещают осуществлять буксировку:

– в сильный гололед;

– мототехники без бокового прицепа;

– машины, у которой неисправны тормоза и управление.

Если что-то из перечисленного есть, то единственное, в чем здесь можно помочь, вызвать эвакуатор.

Но если вышеперечисленных препятствий нет то надо:

1. Убедиться, что буксировочный крюк транспортного средства исправен, а его крепления надежны. Если же по той какой-то причине не понравился буксировочный крюк или возникли сомнения в его надежности, то надо отказаться от буксировки неисправного авто и вызвать эвакуатор.

2. По правилам буксировочный фал должен принадлежать буксируемому. Однако если его фал по какой-то той причине не годится, например, он порван или со множественными узлами, то водитель оказывающий помощь в буксировке может достать свой.

Буксировочный канат должен быть по своей длине не короче 4 и не длиннее 6 метров, ибо если сцепка окажется короче, то в момент торможении буксируемая машина из-за малого тормозного пути может запросто «въехать» в заднюю часть своего «спасителя». Слишком длинный буксировочный фал будет способствовать уклонению буксируемому транспортному средству от траектории движения и спровоцирует его выскакивание на обочину или на встречную полосу. Оба обстоятельства легко могут создать аварийную дорожную ситуацию.

3. Гибкая сцепка должна быть надежна закреплена.

4. Надо предварительно с водителем буксируемого автомобиля договориться о способах оповещения. Если он, предположим «моргает» фарами, то значит он требует остановиться. Но если к верху поднята рука, то надо слегка притормаживать.

5. Прежде чем начать движение, надо у коллеги поинтересоваться, приходилось ли тому ранее ходить на «галстуке». Если окажется такого опыта он не имеет, то надо его предупредить, что при заглушенном двигателе гидравлике тормозной системы будет требоваться больших усилия при выжиме тормозов.

6. Так как обогреватель в заглушенном буксируемом авто не греет, то её водитель зимой должен быть одет в теплую одежду.

7. Аварийный сигнал на буксируемой машине должен быть обязательно включен, а у буксирующего он должен работать штатно. Это позволит другим участникам движения заблаговременно успеть скорректировать свой манёвр.

8. На буксирующем ТС с места надо трогаться плавно и желательно без очень резких рывков. Торможение же – не должно быть резким. Что касается скорости движения обоих автомобилей, то она не должна быть выше 50 км/ч. Чем тише будут ехать машины, тем больше шансов на то, что человек сидящий за рулем буксируемой автомашины вовремя и правильно оценит ситуацию.

Как правильно буксировать авто

15 января 2020 в 13:02

АвтоПортал

24222 просмотра

В тонкостях буксировки автомобиля — разбирались журналисты АвтоПортала.

Есть три способа буксировки автомобиля:

  • с применением жесткого сцепления;

  • с применением гибкого сцепления;
  • с частичной погрузкой (полная погрузка относится уже к «транспортировке»).

Частичную погрузку применяют в случаях буксировки авто с неисправным рулевым управлением, а также этот вариант предпочтительнее для авто с автоматическими коробками передач.

В соответствии с ПДД:

  • на транспортном средстве, которое осуществляет буксировку, должен быть включен ближний свет фар,
  • на буксируемом ТС должна быть включена аварийная световая сигнализация,
  • скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч,
  • жесткая сцепка должна быть не длиннее 4 м ,
  • гибкая сцепка — 4-6 м (через каждый метр должна быть промаркирована сигнальными щитками или флажками размером 200х200 мм с нанесенными на них по диагонали чередующимися красными и белыми полосами шириной 50 мм),

При буксировке транспортного средства на гибкой сцепке у буксируемого авто должны быть исправны тормозная система и рулевое управление, на жесткой сцепке — рулевое управление. В обоих случаях за рулем буксируемого авто должен находиться водитель, а в салоне могут находиться пассажиры (это касается только легковых авто).

При частичной погрузке салон буксируемого авто должен быть пуст: и водителю и пассажирам находиться там запрещено.

Буксировка запрещена:

  • на гибкой сцепке в гололед или на горных трассах,
  • в гололед на горных трассах,
  • в случае, если фактическая масса буксируемого авто с неисправной тормозной системой превышает половину фактической массы буксирующего авто,
  • если общая длина сцепленных транспортных средств превышает 22 м (маршрутных ТС — 30 м),
  • нельзя буксировать более одного транспортного средства, или буксировать ТС+прицеп,
  • автобусам.

Подготовка к буксировке

Наиболее частый способ буксировки легковых автомобилей — буксировка на гибкой сцепке. Остановимся на этом способе подробнее.

Трос. Трос должен быть надежным и полностью исправным. Не допускается механических повреждений — надрывов, трещин и т.п. Слабые места тросов: соединения троса и металлического крюка (в том числе сварные металлические кольца), узлы крепления, швы, крюки.

Особое опасение должны вызывать плоские крюки из листовой стали — они имеют свойство разгибаться в самый неподходящий момент. Желательно чтобы у крюка была надежная защелка.

Хорошо себя зарекомендовали ленточные тросы с цельными крюками (без сварных соединительных колец).

Металлические тросы при разрыве могут серьезно повредить автомобиль (а в случае действительно надежного крепления — вырвать проушину).

В бытовых условиях определить надежность троса можно только на практике — лишь использовав его по назначению. Поэтому чуть ли не единственным мерилом качества троса служит его цена: тросы стоимостью до 100 грн. могут не справиться с поставленной задачей.

Крепление троса. Крепить трос лучше по диагонали: правый задний угол буксирующего автомобиля — левый передний угол буксируемого автомобиля, либо левый задний угол буксирующего автомобиля — правый передний угол буксируемого. Это смягчит возникающие рывки, что положительно скажется на надежности сцепки.

До буксировки. Водителям следует договориться о скорости передвижения и о знаках, с помощью которых они будут обмениваться информацией. Например:

  • моргание фар на буксируемом автомобиле — просьба остановиться,
  • звуковой сигнал — привлечение внимания,
  • сигналы указателей поворотов — предупреждение о маневрах,
  • нескольких легких нажатий на педаль тормоза водителем ведущего автомобиля — предупреждение о предстоящем торможении,
  • и т. д.

Процесс буксировки

Напоминаем: на буксирующем автомобиле нужно включить ближний свет фар, а на буксируемом — «аварийку».

Трогание с места. Трогаться с места и натягивать трос нужно очень плавно, иначе может порваться сам трос, не выдержать буксировочный кронштейн, или можно даже в результате резкого рывка заглохнуть или повредить подвеску.

Движение. Скорость буксировки — не более 50 км/ч. Буксировочный трос должен быть всегда в натянутом состоянии (даже при поворотах) — за этим в первую очередь должен следить водитель буксируемого автомобиля.

Разгоны и торможения должны следует выполнять плавно, переключения передач — максимально быстро. Перед подъемом — переключитесь на низшую передачу, и на подъеме передачи не переключайте.

Водитель буксирующего автомобиля должен постоянно контролировать ситуацию сзади.

Проходить повороты следует по максимально широкой дуге, перестраиваться — с запасом.

Для обеспечения лучшего обзора, водителю буксируемого авто желательно сместиться ближе к центру дороги.

Маршрут лучше выбирать с минимальным количеством левых поворотов: левый поворот сложнее правого — обычно приходится пересекать встречное движение.

Торможение и остановка. Торможение (по сигналу «стопов» ведущего автомобиля) должен начинать водитель буксируемого авто.

Буксировка авто с АКПП

Автомобили с автоматической коробкой переключения передач, а, тем более, с вариатором, буксировать на гибкой или жесткой сцепке не рекомендуется (если ваш автомобиль исключение из этого правила — это отражено в сервисной книжке). Для буксировки авто с АКПП следует применять, как минимум, частичную погрузку ведущей оси.

В безвыходной ситуации, — для того, чтобы уменьшить разрушительные последствия для КПП, — переключите селектор в положение N (нейтраль), и передвигайтесь на скорости не более 30 км/ч на расстояние не более 40 км.

Автомобили с вариатором буксировать можно только при частичной или полной погрузке.

Буксировка автомобиля с АКПП

  1. Общие правила
  2. Правила буксировки машины с АКПП
  3. Видео

Порой автомобилистам приходится сталкиваться с непредвиденными поломками, которые могут застигнуть их в пути. Довольно часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится буксировка личного транспорта. Однако далеко не все знают, как правильно буксировать автомобиль.

Общие правила

Любой автомобиль оснащается так называемыми проушинами, которые предназначаются для осуществления буксировки. Они располагаются спереди и сзади машины. Также бывают съемные проушины. Для того чтобы начать буксировку транспортного средства, их нужно вкрутить в специальные отверстия, которые скрываются за пластиковыми накладками в переднем и заднем бампере.

На жесткой сцепке

Если возникла необходимость в буксировке автомобиля, рекомендуется проводить ее на жесткой сцепке при условии, что это позволяет сделать ситуация. Буксировать машину с помощью троса гораздо опаснее, особенно если у вас отсутствует опыт управления буксируемым транспортным средством.

Буксировка на гибкой сцепке опасна

Как только вы соединили между собой два автомобиля тросом, необходимо включить зажигание. Это требуется для активации звукового сигнала, а также для приведения в действие рулевого управления и тормозной системы. Если осуществляется буксировка автомобиля с АКПП, ее рычаг необходимо установить в положение «N».

Общие правила буксировки на гибкой сцепке

Не забудьте включить ближний свет на буксирующем авто и аварийку на буксируемом транспортном средстве. Также нужно быть готовым к тому, что усилители тормозов и рулевое управление при незаведенном двигателе не работают, в связи с чем требуется прилагать больше усилий для маневрирования и соблюдения дистанции между автомобилями.

Особенности использования жесткой сцепки

Правила буксировки машины с АКПП

Важно понимать, что буксировка автомобиля с акпп имеет ряд особенностей, о которых следует знать:

  • автомат должен всегда находиться в режиме «N»;
  • буксировать транспортное средство с АКПП можно на расстояния до 100 км;
  • скорость буксируемой машины не должна превышать 50 км/ч.

При скорости выше данной отметки или при неисправности автоматической трансмиссии, или при необходимости транспортировки на дальнее расстояние автомобиль должен буксироваться таким образом, чтобы были подняты его ведущие колеса, поскольку в машине с неработающим двигателем не функционирует насос, отвечающий за подачу масла в АКПП.

Правила

Не лишним будет добавить еще несколько советов, которые пригодятся владельцам автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач:

  • буксируемый транспорт не должен быть тяжелее машины, которая осуществляет буксировку;
  • скорость движения ведущего автомобиля должна находиться в пределах 40-60 км/ч;
  • заводить двигатель в процессе буксировки категорически запрещается.

Таким образом, для машин с АКПП наиболее приемлемой и удобной буксировкой является жесткая сцепка. Что же касается полноприводных автомобилей, то их транспортировка на буксире вообще нежелательна. Чтобы избежать серьезных проблем с личным транспортом, многие автомобилисты отказываются от этой затеи и принимают решение воспользоваться услугами эвакуатора – и это правильный выбор.

Для полноприводных автомобилей лучше вызвать эвакуатор

Рано или поздно каждому водителю придется побывать в роли того, кто буксирует машину, и того, кто управляет автомобилем на буксире. Главное, и в том и в другом случае быть предельно внимательным и собранным. А если в такой транспортировке возникла необходимость зимой, будьте осторожны и заранее просчитывайте свои дальнейшие действия при совершении очередного маневра или остановки. Это позволит вам избежать плохих последствий и успешно завершить буксировку ТС.

Видео

Подробные полезные рекомендации вы сможете получить, посмотрев видеоролик:

Как правильно буксировать автомобиль и за что можно получить штраф

Если с дорожными знаками, маневрированием и прочими «ходовыми» особенностями автомобильной жизни водитель знакомится сразу и постоянно после получения прав и выезда на дорогу, то буксировка для многих долго остается навыком невостребованным. Давайте составим полную памятку для тех, кому внезапно потребовалось вспомнить, как же нужно буксировать легковой автомобиль.

Прежде всего сразу оговоримся, о каком типе буксировки мы будем вести речь. Основных вариантов четыре: на мягкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки и методом полной погрузки, который иногда тоже называют буксировкой, а не транспортировкой. Жесткая сцепка – это металлическая конструкция, которой буксируемый автомобиль закрепляется к буксирующему, и для легковых автомобилей она практически не применяется. Частичная и полная погрузка – это методы, для которых нужен эвакуатор или специальный прицеп, так что их мы тоже оставим в стороне. У нас же речь пойдет о буксировке на мягкой сцепке – то есть с помощью троса.

Условия буксировки на мягкой сцепке зависят от автомобиля. Машины с ручной коробкой передач обычно можно буксировать без ограничений: при выключенной передаче никакой нагрузки на узлы и агрегаты не создается. Если же автомобиль оснащен автоматической коробкой, то обычно буксировка возможна с ограничениями: например, для классического гидротрансформаторного автомата даже при включенной нейтрали есть ограничения как по дальности буксировки (несколько десятков километров), так и по скорости (30-40 км/ч). Для безопасной буксировки машин с АКП обычно используют метод частичной или полной погрузки.

Отдельно отметим обязательные технические условия буксировки. Пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку на мягкой сцепке автомобилей с неисправным рулевым управлением или тормозной системой. Для таких машин возможна исключительно транспортировка методом полной или частичной погрузки.

Помимо технических условий напомним о документальных: буксируемый автомобиль – это такой же участник дорожного движения, так что на него распространяются все требования, действующие для остальных. Это значит, что на нем должны быть установлены номера, а его водитель должен иметь при себе права, документы на машину и действующий полис ОСАГО. Если же с чем-то из списка выше есть проблемы, автомобиль нужно транспортировать на эвакуаторе или нельзя транспортировать вовсе.

Напомним, что в ПДД в 2017 году появился пункт, запрещающий выполнять буксировку новичкам. Водители со стажем менее 2 лет обязаны иметь на автомобиле соответствующий знак «Начинающий водитель», и пункт 20.2(1) ПДД запрещает им буксировать машины. В правилах указано, что «при буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет».

Однако и для опытных водителей есть ограничения: пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку на гибкой сцепке в условиях гололедицы. Помнить об этом нужно не только в контексте нарушения правил, но и с точки зрения базовой безопасности: буксировка на скользкой дороге действительно сопряжена с риском.

Стоит также помнить, что пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку двух и более транспортных средств вне зависимости от их типа, массы, вида сцепки, исправности тормозов и так далее. Кроме того, запрещена буксировка двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов.

Требования к буксировочному тросу также указаны в правилах дорожного движения. Пункт 20.3 указывает, что, во-первых, расстояние между автомобилями при буксировке на мягкой сцепке должно быть «в пределах 4-6 м». А во-вторых, трос должен быть обозначен согласно требованиям пункта 9 основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Это условие соблюдается крайне редко, однако оно является таким же обязательным. Тот самый пункт 9 основных положений гласит, что «предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью», при этом «на гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств». Найти такие флажки или щитки в продаже не так просто, однако это не делает их необязательными. Более того, их отсутствие может учитываться при ДТП, в котором пешеход или другой водитель не заметил трос.

Помимо формальных требований к тросу есть и логические. Во-первых, трос должен быть прочным и иметь запас по массе буксируемого автомобиля: при буксировке возможны рывки, при которых нагрузка будет значительно больше, чем при равномерном движении. Во-вторых, крайне желательно, чтобы трос обладал некоторой эластичностью, чтобы компенсировать часть рывковых нагрузок на буксировочные проушины и, соответственно, кузов автомобиля. Существуют специальные динамические стропы, созданные для вытягивания застрявших автомобилей и компенсирующие рывок – они могут применяться и для буксировки при соблюдении требуемой длины. А вот использовать жесткие металлические тросы для буксировки можно, но нежелательно: во-первых, при рывках они передают всю нагрузку на кузова автомобилей, а во-вторых, представляют опасность при разрыве.

Буксирующий автомобиль никак готовить не нужно – его водитель будет действовать стандартно с поправкой на манеру движения. А вот в буксируемом автомобиле нужно заранее выключить стояночный тормоз, включить нейтральную передачу и зажигание. Нейтраль позволит беспрепятственно двигаться, а включенное зажигание, во-первых, отключит механизм блокировки руля при его повороте, а во-вторых, позволит пользоваться внешними световыми приборами. Помните, что на заглушенном буксируемом автомобиле не работает усилитель тормозов, так что движение буксирующего автомобиля должно быть плавным.

При буксировке важно соблюдать правила пользования внешними световыми приборами. Пункт 7.1 ПДД указывает, что аварийная сигнализация должна быть включена при буксировке на буксируемом механическом транспортном средстве, а буксирующий автомобиль, соответственно, должен двигаться с выключенной аварийкой для использования поворотников. Кроме того, пункт 7.3 напоминает, что при отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

При этом и на буксирующем, и на буксируемом автомобилях, согласно правилам, должны быть включены дневные ходовые огни или ближний свет фар. А пункт 19.1 правил указывает, что «в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни».

Правила ограничивают скорость, с которой можно двигаться автомобилям на мягкой сцепке. Пункт 10.4 гласит, что «транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч».

Буксировка автомобилей разрешена везде, где это не запрещено конкретными требованиями. В частности, стоит помнить, что знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» запрещает не только движение с прицепом, но и буксировку механических транспортных средств. Соответственно, ехать под этот знак автомобилям на сцепке запрещено.

А вот буксировка на автомагистрали правилами напрямую не запрещена. Правда, требование к минимальной скорости в 40 км/ч никто не отменял. Вдобавок на автомагистрали запрещена остановка и движение задним ходом, а при обрыве троса придется делать и первое, и второе, что крайне небезопасно. Так что при любой возможности буксировки по автомагистрали лучше избежать.

Несмотря на опасность, сопряженную с буксировкой, наказание за нарушение правил буксировки – самое лояльное из возможных. Часть 1 статьи 12.21 КоАП гласит, что нарушение правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

То же самое касается проезда под запрещающий знак 3.7 с автомобилем на буксире. За это нарушение не предусмотрено отдельного наказания, так что оно трактуется по части 1 статьи 12.16 как «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector