Как правильно установить сабвуфер в комнате?

Советы
Привет всем любителям хорошего звука! О сколько раз мне писали: пожалуйста, помогите мне с расположением сабвуфера. Добавление двух сабвуферов в вашу стерео систему даст вам лучший и более четкий бас + стерео-эффекты на НЧ будут лучше, чем бубнящий одиноко-стоящий в углу саб.
Содержание
  1. ЗВУКОМАНИЯ
  2. Размещение сабвуферов
  3. Размещение сабвуферов
  4. Размещение сабвуферов
  5. Размещение сабвуфера в углу
  6. Оптимальное размещение для двух или четырех сабвуферов:
  7. Вы можете выбрать один из следующих вариантов размещения сабвуферов:
  8. Куда поставить сабвуфер в комнате
  9. Правильное расположение сабвуфера в комнате
  10. Куда ставить сабвуфер
  11. Как можно расположить сабвуфер в комнате
  12. Как правильно установить сабвуфер в комнате?
  13. «Босяцкая» установка или ползаем по полу.
  14. «Прецизионная» установка или сядем, сложа ручки.
  15. Саб не нужен?
  16. Куда поставить сабвуфер в комнате
  17. Инсталлируем систему правильно
  18. 1. Ориентируем систему по длинной стороне зала
  19. 2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние
  20. 3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания
  21. 4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник
  22. 5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров
  23. 6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом
  24. 7. Снимаем грили
  25. 8. Развязываем колонки от пола
  26. 9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы
  27. 10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!
  28. Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате
  29. Как добавить сабвуфер к стереосистеме?
  30. Весомые частоты
  31. Ниже нижнего
  32. Необходимый минимум
  33. Требуется деликатность
  34. Бас – на выход!
  35. Имеет ли размер значение?
  36. Искать – и не сдаваться

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Размещение сабвуферов

Размещение сабвуферов

    admin Posted on 09.01.2018Акустика,Справочник,СтатьиNo Comments

Как выбрать самый лучший сабвуфер

Привет всем любителям хорошего звука! О сколько раз мне писали: пожалуйста, помогите мне с расположением сабвуфера, как сделать правильно размещение сабвуферов. Добавление двух сабвуферов в вашу стерео систему даст вам лучший и более четкий бас + стерео-эффекты на НЧ будут лучше, чем бубнящий одиноко-стоящий в углу саб.

  • Какое место лучше всего подходит для сабвуфера в моей комнате?
  • Где лучшее место для сабвуфера в вашей комнате?

Размещение сабвуферов

Лучше всего если сабвуферы помещаются между моими основными колонками. Если у вас большие и мощные сабвуферы, от лучше всего отодвинуть их от стены.

сабвуфер

Кроме того, если вы сами определяете фазу и уровень громкости каждого саба, то вы можете подключить микрофон / подставку с длинным USB-кабелем и ноутбуком для измерения каждого. Вы можете оставить микрофон там, где вы сидите, подключить длинный кабель на свой ноутбук (эта настройка зависит от модели саба). Затем отрегулировать регуляторы фазы и громкости.

  • Каков наилучший способ выполнения измерений сабвуфера?
  • Какое место лучше всего подходит для одного небольшого сабвуфера в комнате?

Размещение сабвуфера в углу

Если у вас нет измерительных инструментов, но у вас есть помещение с ковром на полу и в нём нет эха, то установка одного небольшого сабвуфера в угол, как правило, является лучшей, поскольку в углу небольшой, но одинокий саб будет работает лучше всего на низких частотах именно там. Преимущество размещения сабвуфера в углу состоит в том, что вы можете получить максимум + 3 дБ. Этот потенциал иногда перевешивает некоторые другие варианты размещения сабвуфера.

Какое место лучше всего подходит для сабвуфера или нескольких сабов в комнате?

К сожалению, каждая комната отличается, и вы не можете с уверенностью сказать, какое лучшее место для вашего сабвуфера будет лучшим в вашей комнате.

Оптимальное размещение для двух или четырех сабвуферов:

  • Четыре угла.
  • Середина четырех стен.
  • 1/4 и 3/4 точки передних и задних стенок 1/4 и 3/4 точки боковых стенок.

размещение сабвуферов

Вы можете выбрать один из следующих вариантов размещения сабвуферов:

  1. Поместите оба сабвуфера в передние углы вашей комнаты или в задних углах вашей комнаты.
  2. Поместите одно устройство в середину передней стены и средней части задней стенки; или поместите один саб в середину левой боковой стенки, а другой — в середину правой боковой стенки.

Если вы разместили свои сабвуферы на 1/4 и 3/4 точки передней стены, вы должны получить хороший результат. Единственная другая позиция, которую вы можете попробовать, — это передние углы. Как правило, вы можете получить максимум + 3 дБ с каждым сабвуфером, когда поместите его в угол. Это огромная потенциальная выгода, которую стоит попробовать.

Надеюсь, эти ответы помогли

Это были лишь некоторые большие вопросы, и, надеюсь, мы смогли предоставить вам полезные ответы. Если у вас, конечно, отличный сабвуфер и отличная стерео-система.

Одно из последних напоминаний для всех наших читателей сайта Звукомания: «Ваша комната является такой же частью вашей установки, как и ваше оборудование. «Игра в комнату», как ее называют, — это процесс, с помощью которого вы настраиваете свое оборудование, чтобы оно звучало лучше всего в вашей комнате с оптимальной производительностью. Это требует времени и терпения, и результаты звуковые стоят таких усилий. Удачи найти бас!

Ламповый Фонокорректор отзыв

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт

Куда поставить сабвуфер в комнате

Отдельная акустическая система, предназначенная только для воспроизведения самых низких частот, входит в любые комплексы звуковой аппаратуры. Это могут быть системы 2.1, 5.1 и 7.1, в которые кроме широкополосных колонок входит сабвуфер.Расположение сабвуфера в комнате зависит от целого ряда факторов. Это количество колонок сателлитов, выходная мощность системы, конфигурация помещения иналичие мебели и мягких покрытий. Каждая полоса звуковых частот распространяется по своим законам, поэтому от правильного расположения акустических колонок зависит вся звуковая картина при прослушивании музыкальных произведений.

  1. Правильное расположение сабвуфера в комнате
  2. Куда ставить сабвуфер
  3. Как можно расположить сабвуфер в комнате

Правильное расположение сабвуфера в комнате

Во всём спектре звуковых волн, воспринимаемым органами слуха человека, низким или басовым частотам отводится особая роль. Средние и высокие частоты имеют чётко выраженное направление, поэтому легко можно определить место источника звуковых колебаний. Низкие частоты, находящиеся в диапазоне 20-200 Гц распространяются от источника звука равномерно во все стороны. Поэтому от расположения сабвуфера в комнате зависит не очень много.Басовые звуковые волны обладают очень мощной энергетикой. Это позволяет им не только огибать препятствия, но и частично «проникать» через кирпичные стены и бетонные перекрытия. Считается, что ставить сабвуфер в комнате можно в любое место, но это не совсем так. Низкие частоты почти не заглушаются мебелью и посторонними предметами, но звуковые волны будут искажены. Кроме того от многократного отражения низких частот от предметов возникнет эффект реверберации, который полностью испортит звуковую картину.

Правильно поставить или расположить сабвуфер в комнате нужно справа или слева от музыкального центра, немного в стороне от фронтальных колонок. Если широкополосные сателлиты можно устанавливать на подставки или вешать на стену, чтобы динамики располагались на уровне головы слушателя, то для басовых акустических систем этого не требуется. Сабвуфер в комнате лучше поставить на пол. Чтобы мощные низкие частоты не вызывали скольжение колонки по гладкому полу, под неё можно подложить плотную ткань или установить на акустику резиновые ножки. Как правильно установить сабвуфер в комнате при сложной конфигурации помещения. Целью правильной расстановки акустических систем является получение полного погружения в звуковую картину. Для домашнего кинотеатра или компьютерных игр, правильное расположение сабвуфера и других колонок позволит полностью почувствовать замысел автора на основании смикшированной на студии звуковой дорожки.

Куда ставить сабвуфер

При размещении сабвуфера в комнате существуют определённые нюансы, которые нужно знать:

  • Самое худшее место для установки сабвуфера – центр комнаты
  • Самая «плохая» форма комнаты – квадрат

Если расположить сабвуфер в центре помещения, то амплитудно-частотная характеристика низкочастотной акустической системы будет самой худшей. Она отличается нелинейностью, большим числом «горбов» и «впадин», что негативно сказывается на качестве звука. При перемещении басовой колонки из центра комнаты к стене, уровень басов и его разборчивость будет возрастать.Максимальная отдача низкочастотной акустической системы будет, когда она установлена в углу комнаты. При этом место для прослушивания звука не должно находиться у стены. Диван или кресло должно быть отодвинуто минимум на 60-70 см.

Установить сабвуфер у стены можно произвольно, но лучше, если между ним и слушателем нет каких-либо предметов, а динамик развёрнут в сторону слушателя. Чтобы определить, куда лучше поставить сабвуфер в комнате можно действовать от противного. Не передвигать тяжёлую акустическую систему с места на место, а поставить её на кресло или диван, то есть в точку прослушивания, а самому, перемещаясь по комнате, найти самое удачное, по звучанию низких частот, место. Затем на это место поставить сабвуфер.

Как можно расположить сабвуфер в комнате

Мощная поддержка широкополосных акустических модулей со стороны низкочастотного канала придаёт звуку глубину, сочность и эффект присутствия, поэтому многие системы звуковоспроизведения оснащены двумя басовыми колонками. Куда лучше поставить сабвуферы в комнате, если их два. По классической схеме оба НЧ блока располагаются по бокам фронтальных колонок. Для установки двух сабвуферов в комнате можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • В углах у передней стены помещения
  • У передней стены на расстоянии 1/3 ширины комнаты
  • В середине фронтальной и тыловой стены

Последний вариант размещения сделать не всегда удаётся, так как в центре фронтальной стены обычно находится стойка со звуковой аппаратурой. Тем не менее, специалисты по акустике предлагают именно эту схему расположения, так как она обеспечивает линейную АЧХ и самое однородное звучание. Установка сабвуферов в комнате должна осуществляться симметрично. Поскольку звук низкой частоты распространяется не направленно, а равномерно во все стороны, некоторые схемы размещения сабвуферов в комнате предполагают их установку симметрично, но не у фронтальной стены, а сзади слушателя. Интересным считается расположение сабвуферов в комнате в углах фронтальной и тыловой стены, но по диагонали. Угловое размещение заметно повысит мощность низкочастотного канала, а некоторые искажения АЧХ будут не слишком заметны.

Самой сложной системой высококачественного воспроизведения звука является комплект, включающий 13 акустических систем. Кроме колонок «Main» и«Center», которые обеспечивают фронтальное звучание в систему входят левый и правый низкочастотные каналы, четыре колонки«Presence», отвечающие за эффект присутствия и две колонки«Surround» или звуковой окружение. В этом комплекте аппаратуры семь колонок размещаются на передней стороне комнаты. Система обеспечивает очень высокое качество воспроизведения звука, но не подходит для помещений с маленькой площадью.

Как правильно установить сабвуфер в комнате?

Помните, игрушку из детства — кубик рубика? Как ни крутишь его разноцветные квадратики, не можешь исчерпать все варианты их комбинаций. Так и с сабвуфером. Сколько ни двигай его по комнате, единственно правильное место для его качественного звучания не найдешь.

Специалисты называют сабвуфер самым капризным элементом домашнего кинотеатра. Чтобы добиться нужного звучания, кинотеатралам приходится изрядно с ним повозиться. Дело в том, что звучание саба сильно зависит от размеров и акустики помещения, от расположения в комнате предметов и, конечно, от его собственного местонахождения, а также от слушателя. Решая задачу размещения саба в комнате, можно пойти двумя путями: простым («босяцким», по определению одного из опрошенных нами специалистов) и сложным (профессиональным или более научно — прецизионным). Первая дорога доступна любому, даже самому несведущему обладателю домашнего кинотеатра, а вот вторая — только тому, у кого «золотые руки» или приглашенным специалистам-инсталляторам.

«Босяцкая» установка или ползаем по полу.

Самый распространенный метод при «босяцкой» установке — метод проб и ошибок. Он прост, но отнимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только сможете отыскать, и проигрывайте ее. При этом саб должен быть установлен непосредственно в месте прослушивания, еще лучше на высоте прослушивания. «После этого в буквальном смысле на корточках надо проползти по комнате, по всем ее углам, и в том месте, где сабвуфер будет звучать наиболее естественно, звук будет наиболее сбалансированным упругим и насыщенным, и следует установить сабвуфер, — объясняет Дмитрий Усачев, технический специалист ГК Synergenta. «При установке надо помнить только следующие вещи, — советует Юрий Фомин, основатель компании «Лига звука» . — Когда вы прислоняете сабвуфер к стене, звук увеличивается на 6 децибел, когда вы ставите его в угол, звуковое давление увеличивается еще на 6 децибел. То есть, если вам не хватает мощности сабвуфера, вы можете, переставляя его с места на место, увеличивать его звуковое давление».

У метода проб и ошибок есть и множество других особенностей. Специалисты не советуют располагать сабвуфер на одинаковом расстоянии от двух стен, поскольку это ухудшит равномерность амплитудно-частотной характеристики в области низких частот, и могут появиться искажения. Именно по этой причине иногда рекомендуют использовать не один, а целых два сабвуфера. Конечно, если речь идет об идеальном домашнем кинотеатре, когда в одной фронтальной плоскости находятся все каналы, то есть два сабвуфера, левый и правый и центральный каналы. «Тогда мы добиваемся синфазности излучения, и басовая волна идет единая и от фронта, и от сабвуферов», — поясняет Андрей Решетник, технический директор компании «Солярис» . «Это не развод на деньги, это нормальные вещи, поскольку любой сабвуфер провоцирует резонансные явления в комнате. Проблему подавления собственных частот помещения можно частично решить, если использовать два сабвуфера. Установленные в разных местах, они в итоге дадут более равномерное распределение поля (некоторые частоты, совпадающие с модами помещения, будут «встречаться» в противофазе), и в итоге суммарная характеристика становится гораздо более плавной», — говорит Дмитрий Усачев.

О ряде других особенностей метода проб и ошибок хорошо рассказывают участники аудиофильских форумов, основываясь, цитирую: на «тонких жизненных наблюдениях». Они отмечают, что большинство обладателей домашних кинотеатров либо включают сабы на полную громкость, либо «задирают» частоту среза. И получается в итоге, что звук из кинокартины «Пианино» подошел бы больше для ленты «Терминатор-2» или же при воспроизведении самой скромной басовой ноты сабвуфер неистово рычит. Чтобы такого не случилось, надо, во-первых, уменьшить громкость, а, во-вторых, постараться расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставить немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, лучше всего подавать на специальный «высокоуровневый» вход саба полнодиапазонный сигнал с «колоночного» выхода усилителя. В-пятых, установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного «подтянуть» средние и верхние басы.

Обычно специалисты говорят, что сабвуфер можно поставить в любом месте комнаты. Они объясняют это тем, что басовый звук характеризуется большой длиной волны, превышающей характерные размеры помещения (например, низкий бас частотой 20 Гц имеет длину волны 15 метров). Но все-таки сабвуфер будет звучать лучше, если его поставить сбоку и перед слушателем. «Объясняется это тем, что, сидя перед сабвуфером, в первый момент человек слышит больше прямого звука и меньше отраженного. Ведь каждая комната — это элемент системы, своеобразной эквалайзер, который включен между усилителем и акустической системой, и очень часто даже самая хорошая акустика в акустически плохо подготовленном помещении звучит, мягко говоря, некорректно, — сообщает Дмитрий Усачев. — Соответственно, сабвуфер — наиболее капризный партнер помещения, и если его ставить без предварительной проверки (скажем, в углу комнаты) результат будет далек от идеала. В то же время не стоит драматизировать ситуацию — ведь речь идет о тонкостях, к которым большинство из нас относится вполне терпимо. В конце концов, аппаратура — не фетиш, а средство развлечения».

Когда только закладываются провода системы, специалисты советуют ставить устройство во фронтальной плоскости, то есть там, где установлены левый, правый и центральный каналы. «При этом рекомендуется направлять сабвуфер либо на середину комнаты, либо на противоположную стенку, — уточняет Андрей Решетник. — Это не будет противоречить акустическим свойствам помещения». С Андреем Решетником солидарен в этом вопросе и Александр Урванов, продакт-менеджер компании TRIA International, Ltd. : «У меня был опыт подобной установки. Когда потребитель не готов мириться с лежащими на полу кабелями и, соответственно, нет возможности экспериментальным путем найти оптимальное расположение сабвуфера в помещении, то мы ставили сабвуфер с фронта. И, как правило, это было недурственно!»

«Прецизионная» установка или сядем, сложа ручки.

Этот второй путь установки сабвуфера намного сложнее первого. Он является частью общей инсталляции домашнего кинотеатра, и им могут пойти только приглашенные специалисты-инсталляторы. Более того, эта установка возможна, если саб участвует не в системе 5.1., а в стереосигнале, то есть работает, как два-один, принимает участие в поддержке низкочастотного потока фронтальных колонок. При этом сам сабвуфер должен быть более навороченным, чем в случае «босяцкой» установки. «Он обязательно должен иметь регулятор фазы, четкий кроссовер, желательно регулируемый, чтобы фазировать низкочастотный сигнал с фазой фронтальных систем, и чтобы звук был без провалов и без излишних проемов», — рассказывает Юрий Фомин.

Профессиональную или прецизионную установку сабвуфера осуществляют, когда человек хочет, чтобы было меньше стоячих волн и искажений. «Надо искать точку в пространстве помещения, где стоячих волн очень немного. Ее можно найти только с помощью специальных измерительных приборов. Эту точку найти очень сложно еще и потому, что у многих очень маленькие комнаты, — поясняет Юрий Фомин. — Если избегать стоячих волн, сабвуфер нельзя ставить на пол, он должен быть на треть высоты поднят от пола, на чем-то стоять. Желательно при этом использовать параметрический эквалайзер».

В этой установке очень много важных нюансов. Взять хотя бы тот момент, когда надо правильно настроить частоты раздела на сабвуфере и на ресивере, выставить фазу, чтобы она была, например, не в противофазе фронтальным колонкам, иначе бас просто будет съедаться. Поскольку сабвуфер — это по сути своей обычный усилитель, который работает на один динамик, то часто бывает, что его звук зависит от фазировки в электрической розетке. «То есть, вы в розетку включаете, как бы «земля и фаза» или «фаза и земля», и звук может отличаться в некоторых случаях значительно, правда, необязательно на сто процентов», — уверен Андрей Решетник.

При установке саба большое значение имеют кабели, соединяющие его с ресивером. Обычно длина сабвуферного кабеля — 3-4 метра, бывает и больше — 6-8 метров. Чем длиннее кабель, тем сильнее воздействие электромагнитного излучения. Если он еще и не очень качественный, со слабой экранировкой, то влияние излучения еще больше увеличивается. «Очень хорошее подключение, правда, в достаточно высококачественных системах, обеспечивает балансный кабель, — говорит Андрей Решетник. — То есть от процессора есть балансный выход на сабвуферный канал, и балансным кабелем идет разводка до самого сабвуфера. При этом и сабвуфер должен обладать соответствующим балансным входом. Вот это некий идеал. Балансная конструкция кабеля позволяет передать сигнал, практически без каких-либо наводок. Там соотношение сигнал-сумма очень высокое». Таковы советы по установке саба в комнате для прослушивания. Как выяснилось, в принципе им следовать необязательно, поскольку сабвуфер можно располагать в любом месте комнаты. «На низких частотах человеческое ухо не может точно определить направление излучения волны, — убежден Роман Лаптев, генеральный директор компании «AUDIO GAMMA TRADING Ltd.» . — Единственное, что не рекомендуется делать, так это размещать сабвуфер в углах комнаты, то есть направлять его так, чтобы его основная динамическая головка излучала в угол, или сабвуфер был бы зажат каким-то образом между шкафами, другой мебелью — тогда возникнут многочисленные переотражения, и, в общем-то, это может негативно сказаться на общем звуковом поле». Не рекомендуется ставить сабвуфер и ровно в середине комнаты. «Хотя по опыту могу сказать, что часто бывает именно так, — вспоминает Андрей Решетник. — В середине комнаты стоит стойка с аппаратурой, симметрично относительно левой и правой стен, и сабвуфер находится прямо внизу под главной стойкой. В этом ничего особенно плохого нет, но все же лучше сабвуфер устанавливать где-то на расстоянии одной трети от ширины комнаты». Те, кто делится своим опытом на тематических форумах, также уверены, что саб можно ставить куда угодно, но при этом отмечают, что стены должны быть покрыты звукопоглощающим матариалом, только тогда звук будет правильным, т.к. должен быть слышен звук, а не его отражение от стен.

Саб не нужен?

Все вышеприведенные советы многим могут вообще не пригодиться. Зачастую подавляющее большинство клиентов хочет обходиться без сабвуфера. «Некоторые говорят, что его ставить некуда, и спрашивают, можно ли поставить по фронту большие колонки и как-нибудь (надеются, что мы им посоветуем) завести туда басы, — рассказывает Андрей Решетник. — На что есть и теоретический, и практический ответ: крайне нежелательно. Дело в том, что DVD-диски сейчас прописываются через видеоформат 5.1., а басовый канал прописывается отдельной строкой. Получается, что отдельный цифровой поток идет, и в процессоре он превращается в аналоговый сигнал и подается на сабвуфер. Если же сабвуфера не будет, то процессор в ресивере начнет бас подмешивать во все каналы, которые являются большими, и на этом этапе подмешивания будет ухудшаться звучание. Например, у нас стоит маленький центральный канал, левый и правый — большие, а тылы — маленькие. И вот соответственно в левый и правый каналы приходит подмешивание баса». В итоге, по словам Андрея Решетника, пропадает прозрачность звукового материала, который был в левом и правом каналах, в басах тоже появляется ватность. Баса становится больше, но при этом он менее проработанный, чем если бы мы прослушивали левые и правые каналы с сабвуфером. «Здесь потери довольно большие, мы по своему опыту проверяли этот эффект на ресиверах разных ценовых категорий: и за 500 долларов, и за полторы тысячи, и за 4 тысячи долларов. К сожалению, эта дополнительная информация заставляет процессор работать в очень напряженном режиме, что не способствует улучшению качества звука», — говорит Андрей Решетник.

Если же человек и соглашается на установку саба, то хочет приобрести это устройство, либо небольшое по размеру, либо стандартной величины, но при этом поставить его куда-нибудь в другую комнату, чтобы не портило вид помещения для прослушивания.

Итак, нужен сабвуфер, или же нет — дело сугубо личное. То, каким образом вы его установите, — ползая по полу или вызвав специалистов — тоже только ваше дело. Главное, чтобы бас все-таки оставался басом!

Куда поставить сабвуфер в комнате

Инсталлируем систему правильно

Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.

1. Ориентируем систему по длинной стороне зала

Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.

2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние

Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.

3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания

Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.

4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник

Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.

5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров

Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).

6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом

Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.

7. Снимаем грили

Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.

8. Развязываем колонки от пола

Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.

9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы

Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.

10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!

Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.

Денис Репин
17 октября 2019 года

Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате

Начнем с азов. Избегайте квадратных комнат, ищите помещение, близкое к идеалу. Идеальной же считается прямоугольная комната, короткая стена которой не должна быть менее 4 метров, и с потолками высотой 3,5 м. Очень хорошо для акустики не параллельные стены, наличие эркера тоже приветствуется. Не ставьте акустическую систему по диагонали прямоугольной комнаты. Эффект «Рупора» исказит стереоэффект. Для звукового отражения хороши и препятствия. Ими могут быть стеллажи, мягкая мебель, портьеры из тяжелых тканей

Но важно и не переборщить. Если вы перегрузите подушками и коврами комнату, то она будет ничуть не лучше пустой, где эхо гуляет, как в горах

Расстояние от стен – еще один важный момент

Две колонки, поставленные вдоль короткой стены комнаты на расстояние 1/3 длины комнаты и около 0,7 м от длинных стен. Конечно, такие условия соблюсти практически невозможно, важно просто стремиться к идеалу. Это правило не касается тыловой акустики домашних кинотеатров, размещаемой в углах

Последнее условие, не менее важное, чем предыдущие, — высота размещения колонок. Лучше, чтобы высокочастотный динамик (меньший из всех) был выше уровня ушей сидящего человека примерно на 10 см

Чтобы отрегулировать высоту колонок, используйте подставки и постаменты. Передние панели колонки разверните в сторону слушателей.

А теперь о положении слушателя. Если представить себе равносторонний треугольник, в углах основания которого находятся колонки, то место слушателя – вершина этого треугольника. При установке системы 5,1 угол между парой тыловых колонок и слушающим должен составлять 120 градусов, а в вершинах равностороннего треугольника остаются фронтальные. Если провести прямую через ухо слушателя, то он должен видеть тыловые АС под углом примерно 30 градусов к этой прямой. Воспользуйтесь режимом компенсации неточностей в расположении колонок и слушателей, поскольку многие производители облегчаю жизнь пользователя таким режимом.

На полу

По качеству звука лидируют напольные акустические системы. Их современный образ – высокие, узкие корпуса передним размещением динамиков. Сзади находятся контакты для подключения. Это помогает получить довольно мощные басы, позволяющие обходиться без сабвуфера в домашних кинотеатрах (5.0 называется такая конфигурация).

Если колонки незаметные и элегантные, это, как правило, не гарантия хорошего звука. Хотя бывают и исключения.

Часть паразитных отражений устраняют колонки со скругленными боковыми стенками.
Если задумаете поставить на АС, например, светильники, посмотрите, чтобы поверхность была плоской, сверху чтобы не было стальных пластин, выполняющих роль акустического зеркала.
В более высокой ценовой категории есть акустика, при оформлении которой используются ценные породы дерева, натуральная кожа, вставки из антрацитового стекла. Любителям ультрамодерна подойдут варианты в ярко-красном цвете. Колонки могут играть роль колонн, внушительно поднимаясь к самому потолку. Таким образом, напольная акустика может выступать как самостоятельный элемент дизайна.

…И на полке

Более экономным вариантом будут полочные колонки. Располагать на полке книжного шкафа или или на стене можно лишь в случае, если других вариантов нет, или это тыловые колонки домашнего кинотеатра.
В остальных случаях рассматривать акустику следует только вместе со специальными стойками. Стойки могут быть того же производителя, что и колонки. Но если конструкция или модель другой фирмы задела ваше сердце, смело можете исполнять самые смелые фантазии в дизайне. Выбор таких стоек необычайно интересен и обширен.

Очень удачно вписываются в дизайн помещения «электростаты» Это плоские колонки с большой мембраной и корпусом в форме доски. Электостаты, или планары, относятся к аудиофильской акустике, в которой высочайшее качество сочетается с не менее высокой же ценой.

А еще на потолке и в стене

Самой незаметной в помещении будет встраиваемая акустика. Чаще всего это передняя панель и динамик, закрепленный на ней. Такую систему можно встраивать в потолок, стены, а также размещать в саду.

Закрывает динамики так называемый «гриль» — ткань, цвет которой можно подобрать под отделку стен.
Акустика для потолков еще более плоская. Круглый фланец, ободок вокруг динамика, — вот и весь корпус, прекрасно интегрируемый в потолки.

В современный интерьер можно легко вписать любую акустическую систему – все зависит от ваших предпочтений и возможностей.

Как добавить сабвуфер к стереосистеме?

Сохранить и прочитать потом —

Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?

Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.

Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.

Весомые частоты

Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.

Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.

Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.

Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.

Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.

Ниже нижнего

Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.

В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.

Необходимый минимум

Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.

Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.

Требуется деликатность

Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.

В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.

Бас – на выход!

При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.

LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.

Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.

Имеет ли размер значение?

Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.

Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.

Искать – и не сдаваться

Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.

Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.

По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.

Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.

Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.

Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.

Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.

Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.

Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector