Как считается УТС автомобиля

Ваше Авто
Новые расходы приведут к росту затрат на ОСАГО

Красиво уйти: страховщики оплатят утрату товарной стоимости авто

Банк России подготовил проект масштабной реформы Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей по ОСАГО. В методику оценки ущерба впервые введены коэффициенты компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля, побывшего в ДТП. Ранее страховщики всячески уклонялись от этих выплат через ОСАГО, поскольку нормативно такая обязанность нигде не была закреплена. Кроме того, для каждого субъекта Российской Федерации сформируют собственные справочники цен на запчасти и будут обновлять их раз в три месяца. Эксперты положительно оценивают нововведения, подробнее об этом в материале «Известий».

Не битая, не крашеная

Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.

«Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Сейчас автомобилисты чрезвычайно редко получают деньги за УТС по ОСАГО. Например, автомобиль, попавший в серьезное ДТП, имеет окрашенные кузовные детали, при перепродаже собственнику придется сделать скидку покупателю, поскольку машина утратила качественную заводскую окраску или же структура кузова от удара была нарушена. Разница в цене на отремонтированные автомобили может достигать несколько сотен тысяч рублей в зависимости от марки, модели и года выпуска. Как правило, страховые компании уклоняются от компенсации утраты товарной стоимости авто, хотя еще в 2015 году пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО.

Кому положено

Согласно проекту поправок, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена в случае устранения перекоса кузова (проема) или рамы; замены несъемных элементов кузова; ремонта съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение), в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраски наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; разборки салона, вызывавшей нарушение качества заводской сборки.

Не получится получить компенсацию УТС, если срок эксплуатации автомобиля превышает пять лет; автомобиль используется в качестве такси более двух с половиной лет. Не будет выплат за грузовики старше трех лет, автобусы перевозчиков — старше года, остальные автобусы — три года. При замене кузова также не стоит рассчитывать на компенсацию, если на момент повреждения имелась коррозия. Не будет дополнительной компенсационной выплаты и за кузовной ремонт первой категории сложности, где не потребовалось нагрева элементов для выравнивания. Детали с ржавчиной или поврежденные в других ДТП, сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски, площадью не более 0,25 дм 2 , также останутся без компенсации по УТС.

В Российском союзе автостраховщиков «Известиям» сообщили, что, по их мнению, возмещение УТС должно производиться только при выплате по ОСАГО деньгами, а при ремонте автомобиля в автосервисе страховщика новыми запчастями никакого УТС быть не должно. В РСА прогнозируют рост тарифов из-за дополнительных расходов.

«Применение этой нормы, безусловно, увеличит количество требований потерпевших о возмещении УТС, снизит количество споров между страховщиками и потерпевшими по этой позиции, это, конечно же, в пользу потребителей страховых услуг. Однако сейчас сложно сказать, как возрастут выплаты по ОСАГО вследствие этого, какие тарифы по ОСАГО будут устанавливать страховщики, чтобы компенсировать неизбежный рост общих объемов выплат из-за увеличения выплат по УТС», — заявили в РСА.

Загляните в справочник

Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.

Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2018 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.

«Стоимостные показатели будут в большей степени приближены к реалиям отдельных регионов. Основным нововведением в части источников получения стоимостной информации стало включение в них интернет-магазинов, удовлетворяющих установленным требованиям. Порядок определения финальной стоимости, включаемой в справочники, стал более четко сформулирован, буквально пошагово, что должно сделать механизм формирования справочников более прозрачным и понятным. Кроме того, в проекте предусматривается формат регулярного общественного мониторинга справочников до их очередной актуализации, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

Сверхдоходы под угрозой

У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.

Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.

Авария сбивает цену

Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.

Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.

Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза. В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.

Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта. При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость. Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП. То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.

В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.

Также ВС напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, расходы включаются в реальный ущерб, даже если стоимость имущества после такого ремонта увеличилась.

Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба. Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется. Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.

Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.

То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.

Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.

УТС по ОСАГО в 2021 году — потеря товарного вида автомобиля

Попав в ДТП, сразу возникает множество вопросов в купе с нервным состоянием самого водителя. Следовательно, зачастую лица, которые стали потерпевшей стороной забывают об одном очень важном нюансе – утере товарной стоимости ТС.

Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО

В декабре 2017 года было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» пришедшее на смену постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, которое подтвердило позицию включения утраты товарной стоимости в состав реального ущерба.

37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы.

п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58

То есть, другими словами, УТС по ОСАГО в 2021 году не что иное, как снижение стоимости авто после ДТП. Согласитесь, ведь не каждый захочет купить битую машину.

Если авария была зафиксирована сотрудником ГИБДД, то в честности его слов, в отношении повреждений, сомневаться не приходится. Но как быть тем, кто оформляет ДТП по Европротоколу? Для этого необходимо собрать следующие данные:

Видеосъемку всех повреждений;

Данные системы ГЛОНАСС, если она имеется.

16. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем).

Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.

п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58

Начисление потери товарного вида автомобиля по ОСАГО осуществляется в отношении тех деталей, агрегатов и узлов, которые влияют на внешний вид ТС и его эксплуатационные качества.

Законодательно пока еще не была установлена единая методика расчета потери товарного вида авто, поэтому калькулятор для расчета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО в 2021 году, который указал бы точный размер утраты для каждого случая, пока не реализован.

Подсчитать размер УТС онлайн все же можно, воспользовавшись одним из неофициальных сайтов, который предоставляет подобный сервис. Однако имейте в виду, что калькулятор для расчета коэффициента износа автомобиля по ОСАГО на неофициальных источниках не выдаст точную сумму.

Но и это еще не все. Чтобы рассчитать сумму к выплате по УТС, необходимо чтобы было соблюдено еще несколько правил:

Для ТС отечественного производства износ должен составлять не более 40%, а возраст не больше 3 лет. Некоторые страховые компании также акцентируют свое внимание на пробеге. Для отечественных авто он не должен превышать 50 000 км.

Для иномарок износ также не должен превышать 40%, а вот возраст тут уже должен быть не более 5 лет. Пробег при этом не должен быть выше 100 000 км.

Машина ни разу за свой возраст не попадала в аварию.

Если размер УТС рассчитывает страховая компания, то выплачиваемая сумма может достигать до 20% от реального ущерба. Поэтому если вы сомневаетесь в точности данных, то лучше всего будет обратиться к независимой экспертизе и перепроверить нанесенный ущерб, используя калькулятор для расчета страховых выплат по ОСАГО с учетом износа.

Также стоит помнить, что если в договоре ОСАГО имеется прямое указание на отказ в выплате утраты товарной стоимости, то суд в любом случае станет на сторону страховой компании.

Если по каким-то необоснованным причинам СК отказала вам в выплате УТС, или вы не согласны с расчетом, который выдал калькулятор для расчета утери товарной стоимости автомобиля по ОСАГО страховщика, то вы всегда можете обратиться к помощи наших юристов, которые помогут вам добиться справедливости.

Расчет утраты товарной стоимость автомобиля

Утрата товарной стоимости авто — это уменьшение стоимости транспортного средства, произошедшее из-за преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида авто и его эксплуатационных качеств из-за снижения прочности и долговечности его отдельных комплектующих (узлов, агрегатов, деталей), покрытий или соединений в результате ДТП и последующего восстановления. Чаще всего под возмещение по УТС попадают элементы кузова (решетка радиатора, бампер), а также повреждение ЛКП. Обратите внимание, под УТС не попадают элементы, не влияющие на внешний вид (замена двигателя) и не требующие покраски (фары).

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу ТС и подлежит возмещению по страховому полису наряду со стоимостью ремонта.

Важно: УТС выплачивается даже при возмещении страхового случая путём организации восстановительных работ в автосервисе. УТС компенсируется и в рамках ОСАГО (при ДТП), и в рамках КАСКО (остальные случае, кроме ДТП, например, падение льда с крыши), однако рассчитывается только для легковых авто, соответствующих следующим критериям:

  • Не старше 5 лет иномарок и 3 лет для отечественных авто (с момента начала эксплуатации, а не с даты выпуска);
  • Пробег не превышает 100 000 км (для иномарок) и 50 000 км (для отечественных авто);
  • Износ шин не превышает 40%;
  • Общий эксплуатационный износ не превышает 35%.

Как показывает практика, страховые компании обычно отказываются в добровольной выплате УТС, поскольку такие выплаты прямо не оговорены правилами страхования КАСКО и ОСАГО. Поэтому для полной компенсации ущерба авто в ДТП зачастую требуется проведение независимой автотехнической экспертизы.

Независимая оценка ущерба автомобиля гарантирует владельцу транспортного средства получение выплат по страховому полису в полной мере. АвтоПроф гарантирует профессиональную защиту интересов клиента в том числе и в суде.

Услуги «АвтоПроф»:

  • Расчет стоимости восстановительного ремонта
  • Расчет ущерба в случае полной гибели ТС
  • Оценка ущерба после ДТП

Независимая оценка ущерба автомобиля гарантирует владельцу транспортного средства получение выплат по страховому полису в полной мере. АвтоПроф гарантирует профессиональную защиту интересов клиента в том числе и в суде.

Компания «АвтоПроф» предлагает профессиональные услуги по независимой оценке ущерба ТС в Москве. Все эксперты компании аттестованы при Министерстве Юстиции РФ, и мы уполномочены проводить автотехническую экспертизу любой сложности. Деятельность компании застрахована, поэтому наши клиенты ничем не рискуют.

Мы гарантируем профессиональную защиту ваших интересов!

Оценка утраты товарной стоимости автомобиля

При расчете утраты товарной стоимости проводят экспертизу всех деформированных деталей, за которые впоследствии можно получить компенсацию.

Специализированное оборудование «АвтоПроф» позволит объективно оценить состояние всех агрегатов, узлов и деталей транспортного средства.

При необходимости мы добьемся возмещения УТС в судебном порядке.

Как считается УТС автомобиля

Первоначальное определение УТС безусловно не блистало логикой: необходимость введения УТС объяснялась тем, что отремонтированный автомобиль внешне выглядит как новый, а стоит меньше. Но из определения следовало, что ухудшился как раз внешний вид. А это в терминах ГК РФ означало, что повреждения имущества настолько серьезны, что даже покраска не может скрыть повреждений. Иными словами, формулировка прежнего термина четко трактовала УТС как убытки собственника.

Само появление термина «утрата товарной стоимости» в рамках ОСАГО произошло достаточно «неформально». Первоначально УТС понималась как «преждевременное ухудшение товарного (внешнего) вида автотранспортного средства».

Но теперь новое определение все расставило по местам: состояние автомобиля, как выяснилось, ни при чем, а виноват во всех бедах потенциальный покупатель. Страховщики получили лишний довод, чтобы не выплачивать потерпевшему сумму, определенную оценщиками как УТС. Утрата товарной стоимости автомобиля считается только на новые автомобили (или до 5 лет). Для расчета утраты товарной стоимости используется метод Хельбгевакса. Все оценочные компании используют «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98».

Выше упомянутый метод применяется для автомобилей не старше 60 месяцев. Если Вашему авто больше 5 лет, то никакой утраты товарной стоимости быть не может.А что касается новых автомобилей, то приобретая автомобиль, у него (а точнее у всех конструктивных деталей) есть так называемый запас прочности на несколько лет, при условии нормальной эксплуатации.Если же автомобиль битый, то эти детали уже прослужат не 10 лет, а 3-4 года. Вот от сюда и считается та самая утрата товарной стоимости.Но это конечно, же не реальные расходы, которые понесёт владелец битого автомобиля в связи с его восстановительным ремонтом, а покрытие расходов в будущем. Так как его битый автомобиль прослужит меньший срок, чем новый.

Возмещение УТС не применяется при страховании КАСКО автотранспорта, что свидетельствует о том, что и автовладельцы в своей массе, и страховщики еще не готовы признать данный институт как разновидность реального ущерба.

В страховании понятие Договор есть страховой полис плюс Правила страхования. В каждой страховой компания существуют свои правила страхования КАСКО, в этих правилах прописаны: регламент взаимодействия клиента и страховой компании, основные термины и понятия автострахования, сроки выплаты и т.д. и если там не указан пункт по выплате утраты товарной стоимости, а именно реальный ущерб, то взыскать со страховой компании УТС нет возможности…

Часто спрашивают, а надо ли самому ходить на судебные заседания или это можно кому-нибудь поручить? Действительно, закон позволяет вести дела через представителей. Поэтому, отправляясь в суд, нелишне пригласить с собой юриста или хотя бы подробно проконсультироваться у него. Помните, что ваша некомпетентность обойдется гораздо дороже услуг специалиста.

Помните! Оказавшись в такой ситуации, нужно действовать следующим образом: получив отказ от страховой компании в выплате УТС, следует написать исковое заявление в суд и, после положительного решения получить свое страховое возмещение, либо обратиться к специалистам нашей организации, которые проделают за вас всю работу.

Дополнительные услуги:

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector