Как списать автомобиль на предприятии

Ваше Авто
Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
Содержание
  1. Как списать автомобиль на предприятии
  2. «Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)» (утв. Минфином СССР, Госпланом СССР 01.07.1985 N 100) (ред. от 28.05.1990)
  3. Ликвидация автомобиля: учет и налогообложение
  4. Как происходит списание автомобиля с баланса предприятия? (В. Зубку, 16 марта 2016 г.)
  5. Постановка авто на учет в ГИБДД
  6. Для чего нужна регистрация транспортного средства в ГИБДД
  7. Причины для отказа в регистрации транспортного средства
  8. Кто может ставить автомобиль на учет в ГИБДД
  9. Сроки регистрации авто в ГИБДД
  10. Какие документы необходимы для регистрации автомобиля в ГИБДД
  11. Документ, подтверждающий право собственности
  12. Паспорт транспортного средства (ПТС)
  13. Полис ОСАГО
  14. Надо ли для регистрации ставить спутниковую систему «ЭРА-ГЛОНАСС»
  15. Куда обращаться для постановки автомобиля на учет
  16. Постановка авто на учет по доверенности
  17. Размер госпошлины
  18. Как происходит регистрация транспортных средств в ГИБДД
  19. Регистрация автомобиля в Казани

Как списать автомобиль на предприятии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Согласно договору купли-продажи автомобиля транспортное средство было снято с учета в ГИБДД. Договор был расторгнут. Теперь организация планирует продать двигатель, находящийся в составе непригодного к использованию автомобиля, учитываемого в качестве основных средств. В настоящее время автомобиль полностью самортизирован, остаточная стоимость равна нулю.
Каков порядок действий в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации реализация двигателя предполагает проведение определенных процедур, в частности:
— списание (ликвидация), утилизация ТС;
— демонтаж автомобиля с целью постановки на учет двигателя в качестве материально-производственных запасов;
— снятие автомобиля с учета в подразделениях Государственной инспекции.

Обоснование позиции:
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС при единовременном выполнении совокупности условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01. В случае прекращения действия условий принятия актива к бухгалтерскому учету такой объект выбывает из состава ОС (подлежит списанию с бухгалтерского учета), в частности, при прекращении использования вследствие морального или физического износа или неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, в иных случаях (п. 29 ПБУ 6/01, п. 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н)).
Если объект ОС признан комиссией, созданной на предприятии (п. 77 Методических указаний по учету ОС), непригодным для дальнейшего использования и в связи с этим данный объект не способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем, такой объект подлежит списанию с бухгалтерского учета. Обращаем внимание, что в данном случае предприятию также нужно иметь документальное обоснование, что объект непригоден для дальнейшего использования в производственном процессе, например, заключение специально созданной комиссии (п.п. 77, 78 Методических указаний по учету ОС) о несоответствии ТС требованиям безопасности, нецелесообразности его ремонта, акты органов государственного контроля (надзора), распорядительные письма вышестоящей организации, приказ руководителя о прекращении использования с указанием причины и даты вывода из эксплуатации и начала разбора и утилизации.
Принятое комиссией решение о списании объекта ОС оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации (п. 78 Методических указаний). Этот документ может быть произвольной формы, но содержащей обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), либо унифицированным — форма N ОС-4, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 (п. 7 Методических указаний по учету ОС), если организация утвердит данную форму в своей учетной политике в качестве первичного документа по оформлению подобных операций.
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.
Если комиссией организации принято решение, что какие-то детали и узлы ТС можно использовать в деятельности организации (данный факт фиксируется в акте, составленном комиссией), то до передачи ТС на утилизацию организация их демонтирует и ставит на учет в качестве материально-производственных запасов по текущей рыночной стоимости на дату списания ТС (п. 9 ПБУ 5/01, п.п. 9, 10.3 ПБУ 9/99, п. 79 Методических указаний по учету ОС). Сумма произведенных затрат на демонтаж и сведения о поступлении материальных ценностей в результате разборки ликвидированного ОС отражаются в разделе 3 формы N ОС-4.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в частности в случае их утилизации (списания).
В рассматриваемой ситуации, учитывая вышеизложенное, реализация двигателя предполагает проведение определенных процедур, в частности:
— списание (ликвидация), утилизация ТС;
— демонтаж автомобиля с целью оприходования на учет в качестве МПЗ двигателя;
— снятие автомобиля с учета в подразделениях Государственной инспекции.
Отметим, что владелец автомобиля не обязан перед совершением сделки купли-продажи (дарения, иной сделки, связанной с переходом права собственности на автомобиль) снимать транспортное средство с учета. Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства (п. 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации. » (далее — Закон N 283-ФЗ), п. 127 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (далее — Административный регламент).
Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности осуществляется на основании заявления нового собственника автомобиля, который должен обратиться в ГИБДД за изменением регистрационных данных в течение 10 дней после приобретения автомобиля (п. 3 ч. 3 ст. 8 Закона N 283-ФЗ; п. 127 Административного регламента).
В рассматриваемом случае снятие с учета автомобиля не повлекло прекращение регистрации ТС, так как договор купли-продажи расторгнут.
В случае, если ТС, непригодное к дальнейшему использованию, списывается с бухгалтерского учета, для снятия ТС с учета в ГИБДД требуется свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающий факт уничтожения ТС (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12. 2019 N 1764, п.п. 147, пп.пп. 27.1-27.3, 27.4.6 п. 27 Административного регламента).
Транспортные средства, утратившие потребительские свойства, являются отходами (код 4 83 000 00 00 0 блока 4 Федерального классификационного каталога отходов, обращение с которыми требует соблюдения норм Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ)).
С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на классы I-V (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ). Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности может осуществляться лицами, имеющими соответствующую лицензию (ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Если у организации такой лицензии нет, то утилизацию ТС должна провести специализированная организация, с представлением соответствующего документа — свидетельства или акта об утилизации. Для этого с такой организацией заключается договор.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств;
— Вопрос: Списание с учета транспортного средства, учитываемого в качестве основных средств, и его утилизация (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
— Вопрос: Каков порядок оприходования материалов, оставшихся в результате списания автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2012 г.)
— Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, в связи с физическим износом приняла решение списать с бухгалтерского учета транспортное средство, в связи с чем в январе 2014 года был составлен соответствующий акт. При этом фактическая ликвидация данного транспортного средства (сдача в металлолом) произойдет только в феврале 2014 года. Допустимо ли списание с учета транспортного средства до момента его фактической ликвидации? Какие при этом возникают риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2014 г.)
— Вопрос: Каким образом можно снять с регистрационного учета в ГИБДД утилизированный автомобиль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

«Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)» (утв. Минфином СССР, Госпланом СССР 01.07.1985 N 100) (ред. от 28.05.1990)

Минфином СССР и Госпланом СССР

1 июля 1985 г. N 100

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПРИШЕДШИХ В НЕГОДНОСТЬ ЗДАНИЙ,

СООРУЖЕНИЙ, МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ОТНОСЯЩЕГОСЯ

К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ (ФОНДАМ)

(в ред. писем Минфина СССР и Госплана СССР

от 23.09.87 N 188 и от 28.05.90 N 64)

1. С балансов предприятий, объединений, организаций и учреждений могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам:

а) пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

б) морально устаревшие;

в) в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

При этом имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим предприятиям, объединениям, организациям, учреждениям.

2. Предприятия, объединения и другие хозяйственные организации, не переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут списывать со своих бухгалтерских балансов основные средства, указанные в пункте 1, в случае, если они пришли в негодность вследствие истечения амортизационного срока службы, аварий или стихийных бедствий. В остальных случаях списание с указанных балансов основных средств производится с разрешения соответственно министерств (ведомств), управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений или других вышестоящих органов, определяемых министерствами (ведомствами).

(в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188)

Предприятия, объединения и организации переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут списывать здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, если они изношены или морально устарели.

(в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188)

3. Учреждения и организации, состоящие на государственном бюджете, списание с балансов основных средств производят в следующем порядке:

стоимостью единицы основных средств до 2000 рублей включительно — самостоятельно; свыше 2000 рублей до 3000 рублей включительно — с разрешения вышестоящей организации; свыше 3000 рублей — с разрешения министерств и ведомств, а учреждения и организации, состоящие на местных бюджетах, — с разрешения исполкомов Советов народных депутатов.

Министерства и ведомства, а также исполнительные комитеты Советов народных депутатов, их управления и отделы производят списание со своих балансов основных средств независимо от стоимости единицы основных средств.

(п. 3 в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188)

4. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе:

а) на предприятиях и в других хозяйственных организациях:

главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);

начальников соответствующих структурных подразделений (служб);

главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях и в организациях, где выделены учетно-контрольные группы, — руководителя этой группы);

лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств;

б) в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете:

руководителя или его заместителя (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых по штатному расписанию нет должности главного бухгалтера, того лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета). В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, в состав постоянно действующей комиссии включаются руководители групп учета или другие работники этой бухгалтерии;

лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

На предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях в состав постоянно действующей комиссии входят представители общественных организаций, а также другие должностные лица (по усмотрению их руководителей).

5. Постоянно действующие комиссии на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях:

а) производят непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета и устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;

б) устанавливают конкретные причины списания объекта (износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и другие);

в) выявляют лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносят предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

г) определяют возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производят их оценку;

д) осуществляют контроль за изъятием из списываемых основных средств годных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов, определяют их количество, вес и контролируют сдачу на соответствующий склад;

е) составляют следующие акты на списание отдельных объектов основных средств: «Акт о ликвидации основных средств» по типовой междуведомственной форме N ОС-4, утвержденной ЦСУ СССР; в бюджетных учреждениях, организациях — «Акт о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях» по форме N ОС-4 бюдж., утвержденной Министерством финансов СССР; «Акт о ликвидации автотранспортных средств» по типовой междуведомственной форме N ОС-4а, утвержденной ЦСУ СССР.

В тех случаях, когда оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, комиссия должна проверить соответствие предъявленного к списанию оборудования оборудованию, предусмотренному в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, цехов (производств), утвержденным вышестоящей организацией, и сделать в акте на их списание ссылку на пункт и дату утверждения плана.

6. В актах на списание указываются следующие данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки объекта, дата его поступления на предприятие, в объединение, организацию, учреждение, время ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта (для переоцененных — восстановительная), сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно освещаются также причины выбытия объекта основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля и дается техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля и возможности дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

При списании с балансов предприятий, объединений, организаций и учреждений основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагается копия акта об аварии, а также поясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

7. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия, объединения, организации, учреждения.

8. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов (получения разрешения вышестоящей организации) на списание не допускается.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. При этом учет, хранение, использование и списание лома и отходов черных, цветных металлов, а также утильсырья осуществляется в порядке, установленном для первичного сырья, материалов и готовой продукции.

(в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 28.05.90 N 64)

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат сдаче в государственный фонд, а детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта других машин, инструментов, приборов и оборудования, подлежат сдаче организациям «Вторцветмета».

9 — 10. Исключены — Письмо Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188

11. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования на данном предприятии, в объединении, организации и учреждении, подлежит обязательной сдаче организациям, на которые возложен сбор такого сырья.

Основные средства списываются с баланса предприятия, объединения, организации и учреждения лишь после обязательной сдачи в металлолом предприятиям и организациям системы «Вторчермет» и «Вторцветмет» металлических конструкций, сооружений, машин, оборудования с учетом их возможного повторного использования.

(в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 28.05.90 N 64)

12. Суммы, полученные предприятиями, объединениями, организациями от продажи материальных ценностей, относящихся к основным средствам, а также стоимость материальных ценностей, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, за вычетом расходов, связанных с этим, остаются в их распоряжении и направляются в фонд развития производства (по предприятиям и организациям, образующим этот фонд), или как средства целевого финансирования (по остальным предприятиям и организациям).

Суммы, полученные бюджетными учреждениями и организациями от продажи основных средств, а также материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, вносятся в доход соответствующего бюджета (если решениями Правительства СССР не установлен иной порядок использования этих сумм), а стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд этих учреждений и организаций, относится на увеличение средств бюджетного финансирования.

Предприятия, объединения и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, выручку от реализации неиспользуемых основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием основных средств в оценке возможного использования или реализации, направляют в фонд развития производства, науки и техники.

(в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188)

13. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, за исключением случаев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.

Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановление не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стоимость таких основных средств относится на уменьшение уставного фонда.

Предприятия, объединения и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, убытки, возникающие при передаче другим предприятиям и организациям основных средств, при их продаже и списании (в связи с разборкой зданий и сооружений, демонтажом оборудования и т.п.), покрывают за счет соответствующих фондов экономического стимулирования. В состав убытков не включается не полностью амортизированная часть основных средств.

(в ред. письма Минфина СССР и Госплана СССР от 28.05.90 N 64)

14. В случаях нарушения действующего порядка списания с баланса основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к материальным ценностям (уничтожения, сжигания и т.п.) виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в установленном порядке.

15. Министерства и ведомства в отраслевых инструкциях на основании действующего законодательства могут устанавливать особенности списания отдельных видов имущества, относящегося к основным средствам.

16. Указанная Типовая инструкция распространяется на государственные, кооперативные (кроме колхозов) и общественные предприятия, объединения, организации и учреждения.

Установленный настоящей Инструкцией порядок списания зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам, не применяется в тех случаях, когда Советом Министров СССР установлен иной порядок списания основных средств.

17. В связи с изданием настоящей Типовой инструкции утрачивают силу:

Типовая инструкция «О порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)», утвержденная Министерством финансов СССР и Госпланом СССР 16 июня 1962 г. N 161/31-и;

письмо Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 31 июля 1968 г. N 188/АБ-22-Д;

письмо Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 6 мая 1983 г. N 63.

Ликвидация автомобиля: учет и налогообложение

Авто предприятия попало в ДТП, поэтому его решили утилизировать (ликвидировать) — реализовать на металлолом и запчасти. К счастью, имущество других лиц не пострадало. Авто не было застраховано по КАСКО.
Как учитывать такие события? Что с НДС и каковы последствия в налогово-прибыльном учете?

ОТВЕТ: Если после ДТП автомобиль уже не соответствует критериям актива , его должны списать с баланса (п. 33 П(С)БУ 7 «Основные средства»). То есть если из-за существенных повреждений автомобиль уже невозможно починить и использовать по назначению, такой автомобиль не принесет экономических выгод в будущем. Следовательно, это является основанием для списания (ликвидации) автомобиля.

Напомним: согласно п. 3 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Прежде всего постоянно действующая на предприятии комиссия должна определить, подлежит ли автомобиль ликвидации: осмотреть его, установить причины несоответствия критериям актива, выявить виновных лиц, определить состояние автомобиля и возможность использования отдельных его частей (п. 41 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561, далее — Методрекомендации № 561).

Затем оформляется акт на списание автомобиля. Для этого можно использовать форму Акта на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4), утвержденную постановлением Госкомстата от 29.12.1995 г. № 352. В данной форме указывают расходы на списание, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от ликвидации объектов. Акт составляется в 2 экземплярах постоянно действующей комиссией и утверждается руководителем предприятия или уполномоченным на то лицом. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад запчастей, оставшихся в результате их списания, а также материалов, металлолома и пр.

К тому же можно воспользоваться формой Акта списания транспортных средств, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Но предприятие может применять самостоятельно разработанную форму соответствующего акта, имеющую все обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV).

Поскольку списание автомобиля происходит из-за ДТП, к акту по данному списанию необходимо приложить копию акта ДТП, а к регистрам аналитического учета по такому автомобилю — все документы, которыми оформлен факт выбытия этого основного средства (п. 42 Методрекомендаций № 561).

На основании вышеуказанных форм делают соответствующие отметки о выбытии в Инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) и в Карточке учета движения основных средств (форма № ОЗ-8).

Как происходит списание автомобиля с баланса предприятия? (В. Зубку, 16 марта 2016 г.)

В. Зубку, аудитор РК, профессиональный бухгалтер РК, САР

КАК ПРОИСХОДИТ СПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЯ С БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ?

Предприятие считает ремонт грузового автомобиля нецелесообразным. Как правильно списать автомобиль с баланса предприятия? Имеются ли какие-нибудь нормативные акты по списанию транспортного средства?

Нормативная база. Списание автомобиля с баланса предприятия осуществляется на основании приказа первого руководителя и оформляется актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-2) утвержденная приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».

Согласно пункту 30 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241, акт на выбытие (списание) составляется в двух экземплярах, первый экземпляр акта направляется в бухгалтерскую службу, второй остается в подразделении субъекта.

На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министра финансов РК от 23 мая 2007 года № 185, выбытие автомобиля отражается следующими бухгалтерскими проводками:

2420 — «Амортизация основных средств»

2410 — «Основные средства»

Списание основных средств на сумму начисленного износа

7410 — «Расходы по выбытию активов»

2410 — «Основные средства»

Списание балансовой стоимости основных средств

Если автомашина полностью самортизирована, и балансовая стоимость отсутствует, то списание основного средства производится только на сумму начисленного износа.

Положения Налогового кодекса. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса в случае порчи, утраты основного средства налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 258 Налогового кодекса корректировка суммы налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет, производится по приобретенным основным средствам в размере суммы налога на добавленную стоимость, определенной путем применения ставки налога на добавленную стоимость, действующей на дату приобретения актива, к их балансовой стоимости на дату корректировки без учета переоценки и обесценения.

Комментарии. Это означает, что если автомашина имеет остаточную стоимость и при приобретении ее налог на добавленную стоимость был отнесен в зачет, то при списании основного средства следует произвести корректировку налога на добавленную стоимость по ставке, которая применялась на дату приобретения к балансовой стоимости.

В бухгалтерском учете корректировка налога на добавленную стоимость отражается бухгалтерскими записями:

7210 — «Административные расходы» не идущие на вычеты

3130 — «Налог на добавленную стоимость»

Корректировка суммы НДС ранее отнесенного в зачет

Постановка авто на учет в ГИБДД

После покупки нового или подержанного автомобиля его нужно зарегистрировать в государственной автоинспекции. Это обязательное условие, без которого невозможна дальнейшая эксплуатация автомобиля.

Регистрация производится в ГИБДД сотрудниками регистрационно-экзаменационного отделения (РЭО). Разберемся, как правильно поставить авто на учет, какие документы для этого необходимы, а также расскажем о возможных нюансах.

Для чего нужна регистрация транспортного средства в ГИБДД

Постановка на учет позволяет убедиться, что автомобиль соответствует заводской конструкции, а используемое в нем оборудование безопасно для окружающих. Кроме того, регистрация помогает раскрывать преступления и нарушения, связанные с использованием автотранспорта. Современные технологии позволяют оперативно отследить по номерам автомобиль, используемый злоумышленниками, а транспортное средство без регистрационных знаков будет задержано еще быстрее.

Авто, у которого отсутствует документ с отметкой о постановке на учет, не может быть допущено к участию в движении по дорогам общего пользования. Транспортное средство регистрируется на весь период использования, вплоть до продажи или снятия с учета. Однако в некоторых случаях допускается временная регистрация автомобиля, которая действует в течение определенного срока.

Если новый хозяин не поставит купленный с рук автомобиль на учет, то налог за этот период придется оплачивать прежнему владельцу. Ему же будут направляться автоматические штрафы за нарушения ПДД с дорожных видеокамер.

Прекратить регистрационные действия можно спустя 10 дней с момента продажи транспортного средства. Новый хозяин будет обязан зарегистрировать автомобиль на свое имя.

Причины для отказа в регистрации транспортного средства

Во время постановки на учет сотрудники ГИБДД проверяют автомобиль по базе. Это позволяет убедиться, что он не числится в угоне и проверить наличие запретов на регистрацию. Если автотранспорт был похищен, его изымают. Транспортное средство, находящееся в залоге, зарегистрировать не получится.

В постановке на учет могут отказать, если:

  • выявлены конструктивные изменения, запрещенные законодательством;
  • номера кузова и двигателя не соответствуют тому, что написано в паспорте технического средства;
  • техническое состояние автомобиля не отвечает требованиям безопасности;
  • отсутствуют необходимые для регистрации документы.

Кто может ставить автомобиль на учет в ГИБДД

Владелец может лично зарегистрировать автомобиль в ГИБДД или поручить постановку на учет доверенному лицу. Собственниками транспортных средств могут быть как физические лица (граждане), так и юридические — предприятия, банки, службы такси, компании.

Обязательное условие для регистрации — возраст владельца (не менее 16 лет). В противном случае авто регистрируется на отца (мать), усыновителя или опекуна.

После оформления автомобиля в ГИБДД собственнику вместе с номерами выдают СТС — свидетельство о регистрации транспортного средства. Документ представляет собой заламинированную карточку, где указаны:

  • фамилия, имя, отчество и адрес регистрации собственника;
  • регистрационный знак транспортного средства;
  • идентификационный номер (VIN);
  • марка, модель, тип и категория автомобиля;
  • год выпуска;
  • модель двигателя;
  • номера мотора, кузова и шасси;
  • цвет автомобиля;
  • мощность и рабочий объем двигателя;
  • серия и номер ПТС (паспорт технического средства, техпаспорт);
  • масса (без нагрузки и разрешенная максимальная).

Сроки регистрации авто в ГИБДД

Независимо от того, новый автомобиль или подержанный, он должен быть поставлен на учет не позже, чем через 10 суток после заключения договора купли-продажи. Опоздание даже на один день является нарушением правил регистрации, за которое предусмотрено наказание.

Если владелец придет регистрировать транспортное средство по истечении 10 суток после покупки и это будет зафиксировано сотрудником ГИБДД, то нарушителю грозит штраф в пределах 1500–2000 рублей. При этом автомобиль будет зарегистрирован.

Если не поставленное на учет авто остановят сотрудники ДПС, то первичный штраф составит 500–800 рублей. При повторном задержании предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей или лишение водительских прав на 1–3 месяца.

За забытое дома свидетельство о регистрации транспортного средства водителю могут вынести предупреждение или выписать штраф на 500 рублей. Если у водителя нет возможности быстро получить документы, попросив друзей или родственников привезти их, автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку.

Какие документы необходимы для регистрации автомобиля в ГИБДД

Чтобы поставить авто на учет, нужен паспорт собственника — без этого документа не совершаются никакие процедуры по регистрации собственности. Кроме гражданского паспорта, понадобятся и другие документы.

Документ, подтверждающий право собственности

Купленный автомобиль является собственностью, право на владение которой должно быть подтверждено документально:

  • договором купли-продажи;
  • свидетельством о наследственном праве;
  • документом о выделении транспортного средства инвалиду;
  • решением суда, постановлением пристава-исполнителя;
  • договором мены, дарения;
  • выпиской из акта передачи, составленного при реорганизации предприятия;
  • актом передачи транспортного средства, выигранного в лотерею и т. п.

Договор купли-продажи нового авто составляют сотрудники автосалона. Если же автомобиль приобретается с рук, важно проследить, чтобы в нем были отражены:

  • фамилия, имя, отчество, место прописки продавца и покупателя;
  • основная информация о транспортном средстве, взятая из ПТС;
  • стоимость авто — цифрами и прописью;
  • факт передачи автомобиля от старого владельца новому.

Документ составляется в трех экземплярах (для продавца, покупателя и ГИБДД) и заверяется подписями обеих сторон.

Паспорт транспортного средства (ПТС)

В бумажный ПТС при постановке авто на учет должны быть вписаны данные нового владельца (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации), а также дата покупки. Это можно сделать самостоятельно или попросить выполняющего регистрацию сотрудника ГИБДД. Запись в ПТС заверяется подписями предыдущего и нового владельца.

Необходимо учесть, что автомобили, выпущенные после 01.11.2020, не имеют бумажного техпаспорта — только электронный вариант. Это исключает возможность подделки или утраты документа.

Полис ОСАГО

Без этого документа поставить автомобиль на учет в ГИБДД не получится. Чтобы оформить полис страхования автогражданской ответственности, необходимы:

  • гражданский паспорт нового владельца;
  • водительское удостоверение;
  • договор купли-продажи либо иной документ, подтверждающий право собственности.

Кроме того, при возрасте автомобиля более четырех лет необходима действующая диагностическая карта — этот документ выдают при техосмотре.

Технический осмотр проводится, чтобы обезопасить водителя и других участников дорожного движения от ДТП по причине неисправности рулевого управления или тормозного механизма. Страховым компаниям диагностическая карта нужна, чтобы убедиться в исправности авто. При отсутствии этого документа страховой полис оформлен не будет — соответственно, сотрудники ГИБДД откажут автовладельцу в регистрации транспортного средства.

Легковые автомобили, находящиеся в частной собственности, до достижения четырехлетнего возраста технический осмотр не проходят. Авто старше четырех, но младше десяти лет технический осмотр необходим раз в два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.

Выполняется техосмотр специализированными организациями, которые после проверки на специальном оборудовании основных параметров автомобиля выдают диагностическую карту. В документе указывают, способно ли авто передвигаться, не создавая угроз безопасности дорожного движения.

Застраховав автомобиль, необходимо предъявить инспектору в ГИБДД полис ОСАГО для регистрации.

Надо ли для регистрации ставить спутниковую систему «ЭРА-ГЛОНАСС»

Новые автомобили российского производства с 2017 года уже на заводе комплектуются спутниковой системой экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». При покупке транспортного средства более ранних годов выпуска специально устанавливать ее не нужно, если авто не будет использоваться для предпринимательской деятельности.

Куда обращаться для постановки автомобиля на учет

Регистрация автомобиля осуществляется в любом РЭО ГИБДД независимо от того, где зарегистрированы новый хозяин транспортного средства и его бывший владелец. Так, если водитель прописан в Набережных Челнах, а покупку совершил в Казани, ему незачем гнать авто для регистрации в свой город. Эту процедуру можно выполнить в Казани и ехать домой уже на оформленном автомобиле.

Так, при покупке в КАН АВТО задача упрощается — на территории группы компаний представлены отделения ГИБДД, где можно зарегистрировать автомобиль. Регистрация проводится в рабочие часы.

Постановка авто на учет по доверенности

Если у владельца нет возможности самостоятельно прибыть в ГИБДД для регистрации, он может попросить об этом друга или родственника, вручив доверенность. Документ заверяется нотариально или просто пишется от руки. Однако во втором случае сотрудник РЭО может потребовать предъявить паспорт собственника.

В доверенности необходимо указать:

Данные автовладельца. Для физических лиц это — фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, место регистрации. Если автомобилем владеет юридическое лицо, в документе указывается наименование организации (компании, предприятия) и ее юридический адрес, а также другие реквизиты.

  • Аналогичные данные доверенного лица.
  • Информация о транспортном средстве — марка и модель, цвет кузова, год выпуска автомобиля, регистрационные знаки, VIN, номера кузова и силового агрегата.
  • Предоставленные доверенному лицу полномочия — постановка транспортного средства на учет.
  • Дата и населенный пункт, где составлена доверенность.
  • Подпись доверителя.

Если автомобиль регистрируется по доверенности, то заявление заполняется не владельцем транспортного средства, а доверенным лицом. В этом случае нужно выбрать пункт «Доверенный представитель физ. лица» и заполнить дополнительные графы:

  • номер доверенности, кем и когда выдан документ;
  • сведения о собственнике автомобиля;
  • серия и номер паспорта автовладельца, дата выдачи, наименование и код подразделения МВД, выдавшего документ;
  • адрес регистрации собственника транспортного средства.

Размер госпошлины

В 2021 году при постановке автомобиля на учет в ГИБДД владельцу придется уплатить несколько пошлин за выдачу:

  • паспорта транспортного средства — 800 рублей;
  • свидетельства о регистрации — 500 рублей;
  • регистрационных знаков — 2 000 рублей.

При внесении изменений в уже имеющийся ПТС размер госпошлины составит 350 рублей.

Как происходит регистрация транспортных средств в ГИБДД

В назначенные для приема часы нужно прибыть в ГИБДД на регистрируемом автомобиле.

В первую очередь транспортное средство подвергается осмотру инспектором РЭО, который сверяет номера кузова и двигателя с информацией в документах. Если нарушений не выявлено, владелец проходит в здание ГИБДД, где сдает документы для постановки авто на учет и через некоторое время получает СТС и регистрационные знаки.

Регистрация автомобиля в Казани

В столице Татарстана 7 пунктов регистрации, центральное подразделение ГИБДД находится по адресу: Оренбургский тракт, 5. В КАН АВТО вы можете переоформить или поставить на учет купленный автомобиль. Для этого достаточно обратиться в сервис ГИБДД, расположенный на территории дилерских центров по адресам: Сибирский тракт, 48 и Оренбургский тракт, 209. Здесь можно:

  • зарегистрировать новое транспортное средство на физическое или юридическое лицо;
  • перерегистрировать авто с сохранением или заменой номеров;
  • заменить ПТС или СТС;
  • списать автомобиль или снять его с учета.

Группа компаний
«КАН АВТО»
основана в 2005 году
г. Казань

По вопросам покупки автомобилей, запчастей, сервисного обслуживания, стоимости и поставок автомобилей – пожалуйста, обращайтесь в автосалоны «КАН АВТО». По всем вопросам звоните +7 (843) 230-30-30 Информация на сайте носит ознакомительный характер и не является публичной офертой. Подробнее

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector