Какой штраф за езду по обочине?

Советы
Езда по обочине не разрешена — каков размер штрафа? Пробки на дорогах – явление частое, особенно в крупных городах. Стояние в них может длиться часы. И если большинство водителей со временем

Езда по обочине не разрешена — каков размер штрафа?

Пробки на дорогах – явление частое, особенно в крупных городах. Стояние в них может длиться часы. И если большинство водителей со временем привыкают терпеть или используют другие способы пути до места назначения (метро, велосипед, пешеходная прогулка), то некоторые пытаются пробку обойти по обочине.

Какие это вызывает проблемы и существует ли штраф за езду по обочине?

Проблемная ситуация

Подобными маневрами автомобилисты пытаются хоть немного продвинуться вперед. Но в итоге такие действия нетерпеливых водителей приводят к серьезным проблемам в автотранспортном движении.

  • Во-первых, проезжающие по обочине машины поднимают столб пыли, и этой пылью дышат водители транспортных средств. Кроме того, пыль попадает и в сами автомобили.
  • Во-вторых, после маневра по обочине нетерпеливые водители вновь пытаются вернуться на дорогу и встроиться в ряд, тем самым создавая сложности в движении и еще увеличивая пробку.
  • В-третьих, облако пыли ухудшает видимость.
  • В-четвертых, появляется опасность для пешеходов, движущихся по окраине трассы.

Разрешена ли езда по обочине? По закону, обочина предназначена исключительно для движения по ней велосипедистов, перемещения пешеходов и так далее. Стало быть, обгоны потока автомобилей сбоку от дороги являются нарушением правил дорожного движения. За такие действия предусмотрен штраф. Автомобиль может выехать на обочину только с целью остановки.

Какое наказание

Согласно информации, указанной в Правилах дорожного движения, «обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет отличие по покрытию). Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в частности первая ее часть.

Штрафы за езду по обочине

Размер штрафа за этот вид административного правонарушения увеличивался не раз. Несколько лет назад он составлял 500 рублей, потом 1000, потом 1500. Но этот штраф мало пугает нетерпеливых водителей. Сумма небольшая, поэтому многие из водителей не обращают на нее внимание и пробуют обойти транспортный поток.

Штраф за обочину в 2021, так же, как и в прошлом, составляет 1500 рублей. Для многих водителей сумма небольшая, поэтому эффективность такого наказания невысока. По этой причине некоторые активисты различными путями (в частности, через сервис «Российская общественная инициатива») добиваются увеличения суммы штрафа в несколько раз. Это может помочь решить проблему с обгонами транспортных пробок по обочине и негативными последствиями от таковых обгонов.

Но повышение штрафов приведет к реальному результату только тогда, когда водители будут осознавать необратимость наказания. Для этого по всей стране активно вводятся центры фотовидеофиксации правонарушений на дороге. С помощью таких центров контролируется не только скорость автомобилей, но и езда по обочине.

Видео: О езде по обочине на Первом канале

Езда по встречной обочине

Отдельным правонарушением является обгон транспортного потока по обочине встречной полосы. В этом случае штраф будет гораздо серьезнее, ведь речь идет одновременно о нескольких совершенных правонарушениях: и езда по обочине, и движение по встречной полосе. Такие действия наказываются штрафом, который в несколько раз выше, чем штраф за обычный обгон по обочине. К тому же, за езду по встречной обочине органы ГИБДД могут отобрать водительские права на 4-6 месяцев.

Итак, обгон пробки по обочине является административным правонарушением, которое карается штрафом. Поэтому водителю не стоит прибегать к такому маневру. Это может повредить и себе самому, и окружающим автомобилистам.

Движение по обочине

За движение по обочине в попутном направлении штраф составит 1 500 рублей. Штраф за езду по обочине во встречном направлении составит уже 5000 рублей.

Что такое обочина?

Понятие «обочина» закреплено в п.1 ПДД так:

«Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

Допустима ли езда по обочине?

В соответствии с п.9.9. ПДД

… любое движение транспортных средств по обочинам запрещено, кроме движения машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Для каких целей можно использовать обочину?

  • для остановки и стоянки транспортных средств, но не в зоне действия запрещающего знака;
  • для движения велосипедистов в возрасте старше 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожки, либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  • допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам;
  • допускается движение гужевых повозок (сани), верховых и вьючных животных, если это не создает помех пешеходам.

Размеры штрафов ГИБДД за езду по обочине в 2020 году

За движение по обочине в попутном направлении (с правой стороны) ч.1 ст.12.5. КоАП РФ устанавливает штраф в размере 1 500 рублей.

При движении по обочине встречного направления (с левой стороны) инспекторы ГИБДД руководствуются ч.4 ст.12.5. КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа в сумме 5000 рублей. Такое движение транспорта будет приравнено к движению по встречной полосе.

Существует иная трактовка ПДД: обочина не является проезжей частью, соответственно, не может иметь направление движения, в том числе и «встречное». При такой трактовке размер штрафа за движение по обочине составит 1 500 рублей, как за движение в попутном направлении (с правой стороны).

Следует отметить, что «объезд пробки» («объезд затора») не является основанием для езды по обочине и также карается штрафом.

Объезд препятствия по обочине

Для начала разберемся, что считается препятствием в соответствии с ПДД:

«Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями ПДД».

Объехать препятствие безнаказанно можно только по соседней полосе движения, не нарушая при этом требования линий разметки.

Объезд препятствия по обочине будет приравнен к движению по обочине, которое карается штрафом в размере 1500 рублей.

Объехать препятствие по обочине без штрафа все же можно: съехав на обочину Вы должны осуществить остановку транспортного средства, после которой сможете продолжить движение.

Езда по обочине: что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное

Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.

Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».

Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.

Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.

Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.

Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.

Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.

Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.

Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.

Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.

5 случаев, когда езда по обочине разрешена

Со всей этой ситуацией по борьбе с обочечниками многие водители опасаются съезжать на обочину, чтобы не быть оштрафованными. Тем не менее, в ПДД указаны ситуации, когда двигаться по обочине можно совершенно законно.

Специальный транспорт

Правила дорожного движения разрешают водителям, управляющим спецтехникой, двигаться по обочине дороги. Но это могут быть не только трактора-уборщики или строительная техника, к спецтранспорту относятся машины «скорой помощи» и МЧС, полицейские автомобили, в их числе и машины ГИБДД, а также правительственный транспорт. При езде по обочине такие автомобили обязаны включать «люстру» на крыше и сирену, чтобы известить о своём приближении других водителей и не создавать аварийных ситуаций.

Для предотвращения аварии

Обычный водитель может безнаказанно проехать по обочине, только если он будет вынужден это сделать, уходя от столкновения с другим автомобилем. Так как ПДД позволяют водителям съезжать на обочину, но запрещают ездить по ней, то водитель, уходящий по краю дороги от столкновения, будет обязан остановиться на обочине. Если он этого не сделает, то может получить штраф за езду по обочине.

Объезд препятствия

На загородных трассах после аварии или урагана нередко случается такая ситуация, что единственная полоса для движения остаётся заблокированной машинами или упавшим деревом. Водителю предстоит выбрать между выездом на встречную полосу через сплошную линию или ездой по обочине. Правильнее и безопаснее будет проехать по обочине. Даже если на месте происшествия будут инспекторы ДПС, то они достаточно лояльно отнесутся к этому нарушению и не будут штрафовать водителей, так как другой-то возможности проехать нет.

Дорожные работы

При реконструкции дорожного покрытия, строители, как правило, занимают всю полосу, на которою укладывают новый асфальт, водителям ничего не остаётся, как пылить по обочине. Это также не будет считаться нарушением ПДД, так как дорожники своим появлением официально переименовывают обочину во временную дорогу, устанавливают соответствующие информирующие и ограничивающие знаки. Поэтому если на дороге стоит строительная техника, можно смело ехать по обочине, не боясь быть оштрафованным.

Съезд для остановки

Самый законный и не вызывающий никаких претензий способ проехать по обочине – это съезд с дороги для остановки или стоянки. Единственным ограничением, препятствующим

этому законному праву на отдых, могут быть знаки, запрещающие остановку в этом месте, а также жёлтая разметка по краю дороги, которую нельзя пересекать. Однако всегда стоит помнить, что длительная остановка и особенно ночёвка на обочине очень опасна. Для долгой стоянки лучше всего съехать с основной трассы на просёлочную дорогу.

Водителей в Подмосковье начали штрафовать за движение по обочине

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

В Подмосковье водителям начали выписывать штрафы за движение по обочине дорог. Штрафуют нарушителей на основании данных с камер фотовидеофиксации. Об этом m24.ru рассказали в пресс-службе областного Центра безопасности дорожного движения (ЦБДД).

С сентября четыре камеры работали в тестовом режиме, а с 21 октября все 17 комплексов фотовидеофиксации перевели в рабочий режим. Камеры запустили на 11 трассах области, в том числе на М1 «Беларусь», М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М10 «Россия» и на других. Сейчас штраф за езду по обочине составляет 1,5 тысячи рублей.

«Начиная с 21 октября этого года, после завершения тестовой эксплуатации, 17 комплексов одновременно переведены в рабочий режим и приступили к фиксации дополнительного вида нарушений правил дорожного движения, связанного с движением по обочинам дорог», – пояснили в пресс-службе.

По информации пресс-службы, в течение двух месяцев четыре дорожные камеры фиксировали езду по обочине в тестовом режиме. «Водители часто используют прилегающие к проезжей части элементы дорог для объезда транспортных заторов, осложняя дорожную ситуацию и подвергая опасности здоровье, а зачастую и жизнь других участников дорожного движения, – отметили в ведомстве. – По данным ЦБДД МО, в период тестовой эксплуатации оборудования на автодорогах области было зафиксировано свыше 46 тысяч случаев несоблюдения водителями пункта правил, запрещающего движение по обочинам».

В пресс-службе добавили, что в дальнейшем планируют модернизировать и другие камеры для того, чтобы они фиксировали выезд на обочину.

Данный вид нарушения фиксируется на следующих подмосковных трассах:

  • М1 «Беларусь»;
  • М5 «Урал»;
  • М7 «Волга»;
  • М8 «Холмогоры»;
  • М10 «Россия»;
  • А103 «Москва – Щелково»;
  • А104 «Москва – Дубна»;
  • А107 Малое московское кольцо (ММК);
  • А108 Большое московское кольцо (БМК);
  • Старосимферопольское шоссе;
  • Носовихинское шоссе.

Председатель областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров рассказал, что движение по обочине – это очень частое нарушение в Подмосковье. «По мнению многих автомобилистов, оно увеличивает пробки. Нарушители замедляют поток и люди, которые нормально едут по проезжей части, практические не двигаются, особенно в пятничных заторах», – пояснил эксперт.

По его словам, камеры на дорогах будут эффективны в борьбе с данным нарушением. «Чтобы бороться с этим явлением, сотрудников ГИБДД, которые работают на трассах, недостаточно. Как показала практика по Москве, в частности на МКАД, камеры достаточно эффективны: люди получают штрафы и перестают ездить по обочинам», – подчеркнул он.

Дозоров добавил, что современные камеры могут достаточно легко выявить данное нарушение. Например, отличить нарушителя, двигающегося по обочине, от законопослушного автомобилиста, который просто остановился передохнуть. «Камеры делают несколько фотографий с соответствующим временем, которые подтверждают, что автомобиль двигался по обочине, а не просто остановился по какой-либо причине. Комплексы должны уметь отслеживать спорные случаи, чтобы не было ложных постановлений», – заключил собеседник m24.ru.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал, что нарушители на обочинах провоцируют к себе социальную ненависть среди автомобилистов. «Конфликты между людьми, связанные с объездом пробок по обочине, стали довольно частыми, и в ход идут все подручные средства, – пояснил эксперт. – Обочечников многие ненавидят, для них раскидывают гвозди по обочине».

По его словам, для сокращения количества нарушений нужно устанавливать намного больше комплексов фотовидеофиксации. «Безусловно, количество камер должно быть увеличено примерно в сто раз. Должны быть установлены тысячи комплексов на федеральных трассах и остальных участках региональных дорог, например, на Малом и Большом бетонных кольцах», – подчеркнул Шкуматов.

Всего на территории Подмосковья установлено 302 камеры, которые фиксируют не только превышение максимально допустимой и средней скорости, но и проезд через железнодорожный переезд на запрещенный сигнал, выезд за стоп-линию, несоблюдение правил стоянки и остановки, поворот из другого ряда. Три камеры также научили считывать задние номера машин и мотоциклов.

Возле аэропорта Шереметьево начали работать парконы и эвакуаторы. C начала 2016 года подмосковные власти выписали водителям более 600 тысяч штрафов за нарушения ПДД на сумму более 330 миллионов рублей.

В начале следующего года на трассах в области должны появиться еще 1055 новых камер. Аппараты могут настроить на съемку выброса мусора из автомобиля, мойку машины в неположенном месте, слива топлива.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector