Дают ли дальтоникам водительские права?

Прочее
Люди, у которых имеются проблемы со зрением, как правило, подвергаются ограничениям в некоторых сферах жизни. В том числе, это касается и транспорта: дальтонизм и водительские права в некоторых случаях бывают настолько несовместимы, что некоторые граждане
Содержание
  1. Дальтонизм и возможность получить водительские права в России в 2021 году
  2. Что за болезнь дальтонизм
  3. Сергей, 55 лет, инженер
  4. Что устанавливает закон
  5. Возможно ли получить водительские права при дальтонизме
  6. Как проверяют зрение будущих водителей
  7. Стоимость процедуры
  8. Наталья, 42 года, домохозяйка
  9. Разные категории дальтоников
  10. Дмитрий, 33 года, технолог
  11. Что будет, если скрыть болезнь?
  12. Ответственность за сокрытие нарушений цветовосприятия
  13. Татьяна, 25 лет, секретарь
  14. Что нужно дальтоникам для получения прав
  15. Что за болезнь дальтонизм
  16. Как было раньше
  17. Что устанавливает закон
  18. Получение водительского удостоверения дальтониками в РФ
  19. Как проверяют зрение будущих водителей
  20. Стоимость процедуры
  21. Олег, 44 года, банковский служащий
  22. Разные категории дальтоников
  23. Дальтонизм и водительские права по новому законодательству
  24. Что будет, если скрыть болезнь?
  25. Можно ли дальтоникам получить водительские права в 2018 году?
  26. Мировая практика управления автомобилем с дальтонизмом
  27. Получение водительского удостоверения дальтониками в РФ
  28. Изменился ли закон в 2018 году?
  29. Заключение
  30. Экономическая правда
  31. Архаичность и жесткость требований
  32. Природа жесткости требований
  33. Критерий достаточности зрения
  34. Условия получения водительских прав при дальтонизме в 2020 году
  35. Дальтонизм и водительские права в 2020 году
  36. Водительские права и эпилепсия
  37. Минимальные показатели зрения для получения прав

Дальтонизм и возможность получить водительские права в России в 2021 году

Нарушения зрения очень многочисленны. Бывает, что острота, чёткость и восприятие пространства отличные, но нарушено восприятие цветовой гаммы. Данную группу патологии определяют общим названием «дальтонизм». Данное название закрепилось исторически в честь Джона Дальтона, который впервые описал подобную зрительную патологию, основываясь на собственном опыте (Дальтон страдал протанопией, т.е. не различал красный цвет и его оттенков). Однако вариантов дальтонизма существует множество.

Что за болезнь дальтонизм

Дальтонизмом называется глубокая патология зрения, проявляющаяся в неспособности человека различать те или иные цвета. Этим и обусловлены медицинские противопоказания и ограничения, связанные с допуском за руль человека, страдающего таким недугом. Считается, что такие люди являются потенциальным источником аварийной опасности из-за проблем с распознаванием сигналов светофора.

Со своей стороны, противники ограничений утверждают, что еще больше проблем по этой части у тех, кто страдает близорукостью, а такая категория желающих получить права имеет гораздо больше шансов на реализацию своего намерения.

Строение сетчатки глаза включает рецепторы, отвечающие за распознавание различных цветов — зеленого, синего и красного (остальные являют собой результат смешения названных). Эту функцию рецепторы выполняют благодаря наличию особого пигмента. Если же его вырабатывается недостаточно или нет совсем, начинаются проблемы, следствием которого и становятся проблемы с цветоразличением.

В основном эта патология носит врожденный характер и нередко передается ребенку от матери, которая сама может таких проблем и не иметь. Бывает и так, что дальтонизм развивается как последствие травм и заболеваний глаза.

Всего в России, по статистике Минздрава РФ, дальтонизмом страдает 8% мужчин и 0,5% дам.

Сергей, 55 лет, инженер

Слышал, что в США специальные светофоры будут вводить, для дальтоников. Там не только цвет, но и форма ламп разная. Красный – треугольный, зеленый – квадратный. Если так, то действительно дальтоники могут спокойно за руль сесть. Но у нас-то этого нет! Поэтому и с выдачей водительских прав я бы не торопился! Кстати, у меня друг дальтоник. Машину водит уже много лет. Как медицинскую справку достал – не знаю, заплатил, наверное. Хоть он и ни разу в аварии не был, но я с ним ездить боюсь!

Что устанавливает закон

С начала 2012 года вступил в силу приказ Минздрава РФ № 302н от 12 апреля 2011 года. Именно он теперь определяет, совместимы ли цветоаномалия и водительские права в 2021 году. И надо сказать, что положение россиян, страдающих дальтонизмом, этот документ существенно ухудшил.

До 2012 года у них были хоть какие-то шансы, поскольку определение глубины патологии и возможности допуска к управлению ТС в связи с ней определял врач-окулист во время осмотра. На практике дальтоникам обычно без проблем открывали категории “А” (мотоциклы) и “В” (легковые автомобили).

Ограничения практиковались лишь при дихромазии. Эта разновидность болезни лишала водителя возможности зарабатывать такой профессией на жизнь, но не исключала возможности управлять личной машиной или мотоциклом.

Дихромазией врачи называют разновидность дальтонизма, при которой пациент полностью неспособен различать один из цветов.

Дихромазия и водительские права в 2021 году несовместимы полностью, но теперь страдающие этой разновидностью болезни в равном положении с россиянами, подверженными другим ее формам.

Со вступлением в силу упомянутого приказа возможность управлять транспортными средствами оказалась закрыта для всех соискателей водительских прав, у которых диагностирован дальтонизм.

В лучшем положении оказались те, кто успел получить водительские удостоверения до начала действия приказа: их не только никто не собирается лишать прав, но и проблем с их продлением или заменой и прохождением повторных медкомиссий у них не предвидится.

Возможно ли получить водительские права при дальтонизме

Проблема зрительного восприятия окружающего мира доставляет множество проблем в особенности водителям транспортного средства. Этот дискомфорт неблагоприятно отражается как на самочувствии, так и а восприятии ко всему окружающему. Плохому зрению сопутствуют определенные ограничения в некоторых сферах жизни.

При ухудшении зрения, возникают проблемы с вождением любого транспортного средства. Выявление дальтонизма происходит в совершенно разном возрасте. Несмотря на многочисленные научные исследования, специалистам не удается распознать точную причину развития заболевания.

Что это такое Изначально, о дальтонизме стало известно лишь в 1974 году. Этот термин стал знаменитым благодаря Джон Дальтону, который рассказал о своей проблеме всему миру. В небольшой книге известного автора тщательно описывается двадцати шести летняя жизнь юного парня с нарушением цветовосприятия.

Как проверяют зрение будущих водителей

Тесты на дальтонизм являются составной частью профосмотра будущего водителя в кабинете офтальмолога. Для диагностики дальтонизма используются специальные цветовые таблицы. В зависимости от того, что видит на них пациент и видит ли вообще какие-то осмысленные изображения (обычно это цифры и фигуры), окулист делает выводы о наличии или отсутствии у него названной патологии. Таких таблиц используется, как правило, 27.

Что важно знать будущему водителю — есть некоторые жесткие требования к процедуре такого тестирования:

  • во время процедуры окно должно располагаться у пациента за спиной;
  • таблицы должны быть размещены строго на уровне глаз на расстоянии одного метра от пациента;
  • каждую таблицу врач должен показывать в течение 5-7 секунд;
  • тестирование проводится только при естественном освещении;
  • недопустимо проводить процедуры, если у пациента температура выше нормальной или присутствуют другие симптомы тех или иных болезней.

Если любое из этих требований нарушено, у будущего водителя появляется право оспорить диагноз, звучащий в 2021 году фактически как приговор.

Стоимость процедуры

Если профосмотр будущего водителя проводится в муниципальной поликлинике, ничего платить он не должен, достаточно наличия полиса ОМС. В платных клиниках общая стоимость водительской справки автоматически включает все предусмотренные законом процедуры, и доплачивать ни за что не надо.

При желании тест на дальтонизм можно пройти отдельно – до обращения в медучреждения за справкой водителя. В зависимости от региона и ценовой политики конкретного медцентра эта услуга обойдется в среднем от 0,5 тысячи до 2 тысяч рублей.

Наталья, 42 года, домохозяйка

Не представляю, как слепые на один глаз могут быть допущены за руль. Ладно, предположим, что парковаться им поможет парктроник. Но как они будут перестраиваться из ряда в ряд? Угол обзора у таких людей все равно в два раза меньше, чем у здоровых. Простой пример. Не так давно в моей машине хулиганы разбили боковое стекло. Пришлось ехать в сервис, новое вставлять. На улице холодно было, и я дырку картоном заклеила, чтобы не дуло. Я и ста метров проехать не смогла – не видно, что слева творится! Ни повернуть, ни полосу поменять. Пришлось остановиться, оторвать картон и мерзнуть всю дорогу. Но по мне лучше уж простудиться, чем в ДТП погибнуть.

Действительно ли всем водителям придётся пересдавать экзамен по вождению?

Разные категории дальтоников

Медики выделяют три разновидности дальтонизма, зависящие от того, с какими именно цветами возникают проблемы у пациента:

  1. Дейтеранопией называется неспособность пациента воспринимать зеленый цвет. Вместо него таким больным видятся оранжевый и розовый. Конечно, когда заходит речь о сигналах светофора, их можно распознать по расположению. Однако сторонники ограничений для этой категории пациентов настаивают на том, что на дороге бывают разные ситуации: при слабом освещении или в стрессовой ситуации оценить расположение сигнала может быть сложно, и ключевое значение приобретает именно его цвет. Перепутать цветовые сигналы чревато опасными последствиями не только для самого дальтоника, но и других участников движения. Впрочем, до 2012 года дейтеранопия и водительские права считались вполне совместимыми.
  2. Протанопией принято называть неспособность различать красный цвет. Его пациент воспринимает как темно-зеленый или коричневый. Неспособность отличить красный от зеленого, то есть главные сигналы светофора, и стала решающим аргументом в пользу тех, кто утверждает, что протанопия и водительские права — сочетание как минимум опасное.
  3. Дихромазия, как уже говорилось выше, это полная неспособность различать один из цветов. Это самая тяжелая форма дальтонизма, предполагавшая ограничения и до 2012 года, когда подход к выдаче дальтоникам водительских прав был более либеральным.

После всего сказанного ответ на вопрос, могут ли дальтоники получить водительские права, увы, очевиден: законной возможности для этого у них нет. Вопрос, насколько такое положение дел оправдано и справедливо, остается, само собой, дискуссионным. Однако по состоянию на 2021 год государство в лице Минздрава РФ, издавшего упомянутый выше приказ, обозначило свою позицию по этому вопросу четко, и сведений планах по ее пересмотру нет.

Между тем во многих зарубежных странах вопрос, дают ли водительские права дальтоникам, имеет кардинально противоположный ответ. В частности, в ряде европейских государств неспособность различать цвета вообще не считается противопоказанием для допуска человека к управлению транспортным средством. Так что у россиян, страдающих дальтонизмом, есть теоретическая возможность обойти это ограничение. Законодательство РФ позволяет своим гражданам пользоваться иностранными правами, в том числе и в России. Проблемы могут возникнуть только при их обмене на российские, поскольку для этого нужно будет пройти медкомиссию.

Однако в мире нет ничего неизменного, и не исключено, что подход к тому, может ли дальтоник получить водительские права, претерпит изменения и в России.

Не будет лишним и сказать, что дальтонизм — это не единственный диагноз, лишающий россиянина возможности стать обладателем водительского удостоверения.

Узнайте больше о том, какие еще существуют противопоказания и .

Дмитрий, 33 года, технолог

Нельзя давать права дальтоникам! Да, расположение цветов на светофоре легко выучить. Но что делать ночью, когда не видно, где у светофора верх, а где низ? Как человек, не различающий цвета, узнает, какой свет горит? Ведь светофор может быть повешен чуть ниже, или чуть выше, или вообще горизонтально! А как быть с железнодорожными переездами, на которых нет шлагбаумов? Там в светофоре всего один фонарь, который при приближении поезда загорается красным, а до этого горит желтым или зеленым. А ведь ошибка в этом случае может стоить жизни! Причем не только водителю, но и другим людям!

Что будет, если скрыть болезнь?

Ни для кого не секрет, что многие платные медцентры в России, предлагающие услугу водительской медкомиссии, фактически просто торгуют справками. Например, в Москве можно найти предложения суть которых в том, что от пациента требуется только заказать справку и получить ее в обмен на деньги с доставкой на дом – без визита в клинику и прохождения медосмотра.

Естественно, возможность получить вожделенный документ таким путем открывается и для дальтоника. Однако надо понимать, что за фальсификацию результатов медобследования грозит до двух лет лишения свободы (ст. 327 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, если выяснится, что права получены на основании подложной справки, следствие может усмотреть в этом признаки мошенничества (ст. 159 УК РФ). А если при этом еще и выяснится, что обладатель такой справки ранее проходил медосмотр и у него был диагностирован дальтонизм, факт наличия злого умысла можно считать доказанным.

Ничего хорошего не ждет по закону и тех, кто пользуется фальшивыми правами. При выявлении подделки за это светит штраф до 80 тысяч рублей.

Ответственность за сокрытие нарушений цветовосприятия

Если тот факт, что диагноз дальтонизма не разрешает человеку претендовать на получение водительских прав – очевиден, то сопутствующие глазные заболевания, связанные с цветовосприятием часто не мешают таким людям обходить этот запрет: справки об отличном зрении часто покупают. На самом же деле, подобные действия Уголовным кодексом расцениваются, как мошенничество, и изготовление фальшивых документов карается согласно букве закона.

Соответствующие нормы ответственности найдем в статье 327 УК РФ: лишение свободы на срок до 2 лет грозит тем, кто занимается изготовлением и распространением поддельных документов (в данном случае – медицинских справок). А вот для водителя, сознательно пренебрегающего законом и своим диагнозом, наличие и использование поддельной справки может закончиться штрафом до 80 тыс. руб., а иногда даже – лишением свободы на срок до полгода.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас

Татьяна, 25 лет, секретарь

Можно быть полностью здоровым и ездить кое-как. Подрезать, обгонять, нарушать правила, да и вообще неадекватно вести себя на дороге. А можно быть дальтоником и прекрасно водить автомобиль. Все от человека зависит! Я, например, так и не освоила машину. Полгода в автошколе проучилась, потом дополнительно с инструктором занималась. А все равно езжу очень плохо! Пугаюсь пешеходов, шарахаюсь от встречных машин, отвратительно перестраиваюсь, а парковаться вообще толком не умею! Ну не дано мне! Хотя я абсолютно здорова! А у моего папы зрение минус семь. При этом он замечательно водит машину. Тридцать лет за рулем и ни одной аварии! Так что от состояния здоровья не так уж много зависит. Главное, чтобы водитель хорошо знал свое дело.

Что нужно дальтоникам для получения прав

Процедура получения водительского удостоверения в России начинается с прохождения медицинской комиссии. А для тех, кто имеет противопоказания к управлению транспортными средствами по здоровью, она на ней же и заканчивается. К числу болезней, традиционно предполагавших как минимум существенные ограничения возможности вождения, относится, в частности, дальтонизм. Поэтому такая проблема, как дальтонизм и водительские права в 2021 году, заслуживает детального рассмотрения.

Что за болезнь дальтонизм

Дальтонизмом называется глубокая патология зрения, проявляющаяся в неспособности человека различать те или иные цвета. Этим и обусловлены медицинские противопоказания и ограничения, связанные с допуском за руль человека, страдающего таким недугом. Считается, что такие люди являются потенциальным источником аварийной опасности из-за проблем с распознаванием сигналов светофора.

Со своей стороны, противники ограничений утверждают, что еще больше проблем по этой части у тех, кто страдает близорукостью, а такая категория желающих получить права имеет гораздо больше шансов на реализацию своего намерения.

Строение сетчатки глаза включает рецепторы, отвечающие за распознавание различных цветов — зеленого, синего и красного (остальные являют собой результат смешения названных). Эту функцию рецепторы выполняют благодаря наличию особого пигмента. Если же его вырабатывается недостаточно или нет совсем, начинаются проблемы, следствием которого и становятся проблемы с цветоразличением.

В основном эта патология носит врожденный характер и нередко передается ребенку от матери, которая сама может таких проблем и не иметь. Бывает и так, что дальтонизм развивается как последствие травм и заболеваний глаза.

Всего в России, по статистике Минздрава РФ, дальтонизмом страдает 8% мужчин и 0,5% дам.

Как было раньше

Вопрос о возможности человека сесть за руль решал специалист-офтальмолог, входящий в состав квалификационной водительской комиссии. Для человека, имеющего те или иные формы и степени нарушения цветовосприятия в России предусмотрено получение прав только категории В либо А. При этом в документ ставили пометку, что дальтоник не может работать по найму. То есть, по закону дальтоник мог управлять автомобилем лишь в личных целях. Что касается возможностей людей с дальтонизмом в странах Европы, то там таких ограничений не существовало никогда.

Многие уверены, что если у дальтоника отсутствует способность различать цветовые нюансы, то и цвета светофора он не различит. Однако в реальности, люди приспосабливаются к светофорам просто запоминая расположение цветов. Человек с дальтонизмом, на практике способен успешно управлять любым автомобилем. Правда, закон считает по-другому.

Что устанавливает закон

С начала 2012 года вступил в силу приказ Минздрава РФ № 302н от 12 апреля 2011 года. Именно он теперь определяет, совместимы ли цветоаномалия и водительские права в 2021 году. И надо сказать, что положение россиян, страдающих дальтонизмом, этот документ существенно ухудшил.

До 2012 года у них были хоть какие-то шансы, поскольку определение глубины патологии и возможности допуска к управлению ТС в связи с ней определял врач-окулист во время осмотра. На практике дальтоникам обычно без проблем открывали категории “А” (мотоциклы) и “В” (легковые автомобили).

Ограничения практиковались лишь при дихромазии. Эта разновидность болезни лишала водителя возможности зарабатывать такой профессией на жизнь, но не исключала возможности управлять личной машиной или мотоциклом.

Дихромазией врачи называют разновидность дальтонизма, при которой пациент полностью неспособен различать один из цветов.

Дихромазия и водительские права в 2021 году несовместимы полностью, но теперь страдающие этой разновидностью болезни в равном положении с россиянами, подверженными другим ее формам.

Со вступлением в силу упомянутого приказа возможность управлять транспортными средствами оказалась закрыта для всех соискателей водительских прав, у которых диагностирован дальтонизм.

В лучшем положении оказались те, кто успел получить водительские удостоверения до начала действия приказа: их не только никто не собирается лишать прав, но и проблем с их продлением или заменой и прохождением повторных медкомиссий у них не предвидится.

Получение водительского удостоверения дальтониками в РФ

12 апреля 2011 года Минздравсоцразвития РФ утвердил Приказ за №302н, регулирующий правила медицинского осмотра. В него был включен перечень заболеваний, которые являются основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения. Согласно этому документу, медосмотр у врача-офтальмолога включает 5 видов обследования для водителей:

  • Определение остроты зрения;
  • Исследование цветоощущения;
  • Исследование полей зрения (периметрия);
  • Биомикроскопия глазных сред;
  • Офтальмоскопия глазного дна.

Если в ходе обследований выявляются любые нарушения цветового восприятия, то согласно противопоказаниям, изложенным в пункте 27.1, человек не может получить водительские права. Приказ №302н не делает различий между формами дальтонизма, обозначив их обобщенной формулировкой — «Нарушение цветоощущения». Выход этого документа спровоцировал широкий резонанс. Фактически права на вождение лишались даже люди, имеющие незначительные отклонения в восприятии цвета. Общественное мнение сочло такую постановку вопроса необоснованной и дискриминационной. Положение дел усугубилось повышением уровня коррупции среди врачей медицинских комиссий. Многие кандидаты на получение водительских прав с незначительными аномалиями цветоощущения стали просто покупать справки. В итоге, в 2014 году заговорили о пересмотре стандартов и исключении дальтонизма из перечня противопоказаний.

29 декабря 2014 года вышло Постановление Правительства РФ за №1604, корректирующее перечень ограничений и противопоказаний к управлению наземным транспортом. Согласно этому документу, абсолютный запрет на вождение получают только дальтоники, страдающие полной цветовой слепотой — ахроматопсией (код Н53.51). Другие формы дальтонизма — дейтеранопия, тританопия, протанопия — в данном Постановлении не указаны.

Как проверяют зрение будущих водителей

Тесты на дальтонизм являются составной частью профосмотра будущего водителя в кабинете офтальмолога. Для диагностики дальтонизма используются специальные цветовые таблицы. В зависимости от того, что видит на них пациент и видит ли вообще какие-то осмысленные изображения (обычно это цифры и фигуры), окулист делает выводы о наличии или отсутствии у него названной патологии. Таких таблиц используется, как правило, 27.

Что важно знать будущему водителю — есть некоторые жесткие требования к процедуре такого тестирования:

  • во время процедуры окно должно располагаться у пациента за спиной;
  • таблицы должны быть размещены строго на уровне глаз на расстоянии одного метра от пациента;
  • каждую таблицу врач должен показывать в течение 5-7 секунд;
  • тестирование проводится только при естественном освещении;
  • недопустимо проводить процедуры, если у пациента температура выше нормальной или присутствуют другие симптомы тех или иных болезней.

Если любое из этих требований нарушено, у будущего водителя появляется право оспорить диагноз, звучащий в 2021 году фактически как приговор.

Стоимость процедуры

Если профосмотр будущего водителя проводится в муниципальной поликлинике, ничего платить он не должен, достаточно наличия полиса ОМС. В платных клиниках общая стоимость водительской справки автоматически включает все предусмотренные законом процедуры, и доплачивать ни за что не надо.

При желании тест на дальтонизм можно пройти отдельно – до обращения в медучреждения за справкой водителя. В зависимости от региона и ценовой политики конкретного медцентра эта услуга обойдется в среднем от 0,5 тысячи до 2 тысяч рублей.

Олег, 44 года, банковский служащий

Слышал, что не только дальтоникам дадут права, но и людям без пальцев на руках и ногах разрешат водить машину с автоматической коробкой передач. По-моему, правильно! Если у человека есть проблема со здоровьем, ему машина очень нужна – пешком ему тяжело ходить, в общественном транспорте трястись – тоже удовольствие то еще, учитывая, что для людей с ограниченными возможностями наши автобусы-троллейбусы не всегда приспособлены. Так что все правильно! Пусть люди с ограниченными возможностями тоже водят автомобиль наравне со всеми.

Новость по теме

ГД может разрешить инвалидам сдавать экзамен на права экстерном – СМИ

Разные категории дальтоников

Медики выделяют три разновидности дальтонизма, зависящие от того, с какими именно цветами возникают проблемы у пациента:

  1. Дейтеранопией называется неспособность пациента воспринимать зеленый цвет. Вместо него таким больным видятся оранжевый и розовый. Конечно, когда заходит речь о сигналах светофора, их можно распознать по расположению. Однако сторонники ограничений для этой категории пациентов настаивают на том, что на дороге бывают разные ситуации: при слабом освещении или в стрессовой ситуации оценить расположение сигнала может быть сложно, и ключевое значение приобретает именно его цвет. Перепутать цветовые сигналы чревато опасными последствиями не только для самого дальтоника, но и других участников движения. Впрочем, до 2012 года дейтеранопия и водительские права считались вполне совместимыми.
  2. Протанопией принято называть неспособность различать красный цвет. Его пациент воспринимает как темно-зеленый или коричневый. Неспособность отличить красный от зеленого, то есть главные сигналы светофора, и стала решающим аргументом в пользу тех, кто утверждает, что протанопия и водительские права — сочетание как минимум опасное.
  3. Дихромазия, как уже говорилось выше, это полная неспособность различать один из цветов. Это самая тяжелая форма дальтонизма, предполагавшая ограничения и до 2012 года, когда подход к выдаче дальтоникам водительских прав был более либеральным.

После всего сказанного ответ на вопрос, могут ли дальтоники получить водительские права, увы, очевиден: законной возможности для этого у них нет. Вопрос, насколько такое положение дел оправдано и справедливо, остается, само собой, дискуссионным. Однако по состоянию на 2021 год государство в лице Минздрава РФ, издавшего упомянутый выше приказ, обозначило свою позицию по этому вопросу четко, и сведений планах по ее пересмотру нет.

Между тем во многих зарубежных странах вопрос, дают ли водительские права дальтоникам, имеет кардинально противоположный ответ. В частности, в ряде европейских государств неспособность различать цвета вообще не считается противопоказанием для допуска человека к управлению транспортным средством. Так что у россиян, страдающих дальтонизмом, есть теоретическая возможность обойти это ограничение. Законодательство РФ позволяет своим гражданам пользоваться иностранными правами, в том числе и в России. Проблемы могут возникнуть только при их обмене на российские, поскольку для этого нужно будет пройти медкомиссию.

Однако в мире нет ничего неизменного, и не исключено, что подход к тому, может ли дальтоник получить водительские права, претерпит изменения и в России.

Не будет лишним и сказать, что дальтонизм — это не единственный диагноз, лишающий россиянина возможности стать обладателем водительского удостоверения.

Узнайте больше о том, какие еще существуют противопоказания и .

Дальтонизм и водительские права по новому законодательству

Могут ли дальтоники получить водительские права? К сожалению, новые поправки в приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04 2011 номер 302Н, произведенные в 2021 году, серьёзно усугубили положение дальтоников как потенциальных водителей. Если по старому приказу от 2011-2012 годов практически любой дальтоник мог рассчитывать на классическую стандартную категорию B, то есть управление личным автотранспортом в личных целях, то теперь большинство дальтоников не смогут получить и эту категорию. Раньше ограничения для дальтоников начинались с категорий ВУ и C. Допустить к управлению служебным транспортом медкомиссия (офтальмолог) могла только при очень слабо выраженной форме дальтонизма. Теперь же, в принципе, чтобы получить водительские права, допускается только очень (очень!) незначительный дальтонизм.

Если, к примеру, человек полностью «не видит» красный цвет, или имеются серьезные сдвиги в общем цветовосприятии, вероятность отказа близка к 100%. Необходимо не просто различать цвета, но и определять выраженность тона и яркость. Наиболее лояльно относятся к дейтеранопической дихроматии (проблемы с восприятием зелёного цвета). Возможно, это обусловлено тем, что красный свет светофора означает «стоп», поэтому является главным. Проверить своё цветовосприятие можно заранее и самостоятельно, изучив таблицы Рабкина и Ишихары.

Вообще, многие против такого ужесточения, поскольку на практике получается, что любые даже самые незначительные отклонения в восприятии цвета приводят к невозможности получить водительские права. Это при том, что лицам, страдающим серьёзной близорукостью, права всё равно выдаются. Офтальмологи просто делают пометку, что вождение допустимо в средствах коррекции зрения (очки и контактные линзы). Немало водителей заговорило о дискриминации. Особенно обидно и проблематично было тем, кто с лёгким дальтонизмом получил права в 2011 году, а теперь лишился их «по состоянию здоровья».

Множество людей, имея диагноз «дальтонизм», прекрасно различают цвета светофора. Но по новому законодательству получить водительские права для них будет весьма проблематично. Из-за этого за 2017-2018 год всё чаще регистрировались такие вещи как покупка справки, выучивание офтальмологических тестов. В результате, ужесточение законодательства начало приводить к обратному эффекту, когда водительские права незаконным способом получают люди, страдающие действительно ярко выраженным дальтонизмом.

Что будет, если скрыть болезнь?

Ни для кого не секрет, что многие платные медцентры в России, предлагающие услугу водительской медкомиссии, фактически просто торгуют справками. Например, в Москве можно найти предложения суть которых в том, что от пациента требуется только заказать справку и получить ее в обмен на деньги с доставкой на дом – без визита в клинику и прохождения медосмотра.

Естественно, возможность получить вожделенный документ таким путем открывается и для дальтоника. Однако надо понимать, что за фальсификацию результатов медобследования грозит до двух лет лишения свободы (ст. 327 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, если выяснится, что права получены на основании подложной справки, следствие может усмотреть в этом признаки мошенничества (ст. 159 УК РФ). А если при этом еще и выяснится, что обладатель такой справки ранее проходил медосмотр и у него был диагностирован дальтонизм, факт наличия злого умысла можно считать доказанным.

Ничего хорошего не ждет по закону и тех, кто пользуется фальшивыми правами. При выявлении подделки за это светит штраф до 80 тысяч рублей.

Можно ли дальтоникам получить водительские права в 2018 году?

Дальтонизмом принято называть нарушения цветового восприятия. Возможность управлять транспортными средствами при наличии этого заболевания — одна из самых обсуждаемых тем в водительском сообществе. С одной стороны имеются законодательные ограничения, с другой — обширная мировая практика, и эти аспекты проблемы входят в противоречие друг с другом. Согласно российскому законодательству, кандидат на получение прав на управление автомобилем обязан пройти медицинское освидетельствование. Насколько реально дальтонику в 2018 году стать водителем?

Мировая практика управления автомобилем с дальтонизмом

Дальтонизм — это расхожее обобщенное определение для целого ряда нарушений цветоощущения. В действующей Международной классификации болезней они перечислены под общим кодом H53.5 («Аномалии цветового зрения»). Каждое из этих нарушений, отраженных в таблице ниже, в разной степени влияет на способность человека управлять автомобилем.

Заболевание Клиническое проявление
Ахроматопсия Полная цветовая слепота, черно-белое зрение
Дейтеранопия Низкая чувствительность к зеленой части спектра
Протанопия Низкая чувствительность к красной части спектра
Тританопия Низкая чувствительность к сине-фиолетовой части спектра

При управлении автомобилем серьезную проблему может представлять лишь ахроматопсия. Но эта аномалия встречается крайне редко — менее чем у 0,0001% населения планеты. Прочие нарушения цветового восприятия особых неудобств водителям не доставляют. Большинство дальтоников нормально приспосабливаются различать сигналы светофоров, габаритные огни, дорожные знаки и т.д. Именно поэтому в Канаде, США и странах Западной Европы люди с нарушениями цветоощущения допускаются к управлению автомобилями.

Получение водительского удостоверения дальтониками в РФ

12 апреля 2011 года Минздравсоцразвития РФ утвердил Приказ за №302н, регулирующий правила медицинского осмотра. В него был включен перечень заболеваний, которые являются основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения. Согласно этому документу, медосмотр у врача-офтальмолога включает 5 видов обследования для водителей:

  • Определение остроты зрения;
  • Исследование цветоощущения;
  • Исследование полей зрения (периметрия);
  • Биомикроскопия глазных сред;
  • Офтальмоскопия глазного дна.

Если в ходе обследований выявляются любые нарушения цветового восприятия, то согласно противопоказаниям, изложенным в пункте 27.1, человек не может получить водительские права. Приказ №302н не делает различий между формами дальтонизма, обозначив их обобщенной формулировкой — «Нарушение цветоощущения». Выход этого документа спровоцировал широкий резонанс. Фактически права на вождение лишались даже люди, имеющие незначительные отклонения в восприятии цвета. Общественное мнение сочло такую постановку вопроса необоснованной и дискриминационной. Положение дел усугубилось повышением уровня коррупции среди врачей медицинских комиссий. Многие кандидаты на получение водительских прав с незначительными аномалиями цветоощущения стали просто покупать справки. В итоге, в 2014 году заговорили о пересмотре стандартов и исключении дальтонизма из перечня противопоказаний.

29 декабря 2014 года вышло Постановление Правительства РФ за №1604, корректирующее перечень ограничений и противопоказаний к управлению наземным транспортом. Согласно этому документу, абсолютный запрет на вождение получают только дальтоники, страдающие полной цветовой слепотой — ахроматопсией (код Н53.51). Другие формы дальтонизма — дейтеранопия, тританопия, протанопия — в данном Постановлении не указаны.

Изменился ли закон в 2018 году?

На практике в 2018 году дальтоникам продолжают отказывать в получении водительских удостоверений. Постановление Правительства от 2014 года ничего не изменило, и медики по-прежнему ссылаются на Приказ собственного Министерства. Этот документ никем не отменен и на сегодняшний день является основным положением, регламентирующим выдачу справок будущим водителям.

Приказ №302н в 2014 году подвергся небольшим изменениям, но упоминание о нарушении цветоощущения из него исключено не было. В новой редакции документа сохранилась и старая опечатка: обобщенное упоминание в списке противопоказаний пункта 28.1, которого в Приказе не существует. Сами врачи читают ее как «пункт 27.1», потому отказывают в выдаче справок дальтоникам по всем категориям водительских прав. Указанные законодательные нестыковки оставляют возможность для оспаривания решения медицинской комиссии в судебном порядке. Но подобных прецедентов до настоящего момента не зафиксировано. Законопослушные дальтоники, в том числе с дейтеранопией, протанопией и тританопией, и в 2018 году остаются пешеходами.

Заключение

Согласно перечню противопоказаний к управлению транспортным средством лишь одно нарушение цветовосприятия — ахроматопсия — является препятствием для получения водительских прав. На практике же любой человек в РФ с любой формой дальтонизма получает медотвод на комиссии и не может управлять транспортным средством.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Экономическая правда

Е сть у меня знакомый, который водит автомобиль десять лет. Он был вынужден «покупать» первый и последующие разы медицинские справки.

Не ради удобства и экономии времени (момент взятки христианину был неприятен), а поскольку иначе он бы ее не получил.

Он был вынужден прибегать к коррупции, поскольку у нас требования по зрению к водителям категории «В», как к морскому офицеру 70 лет назад.

Суть в том, что один глаз у него уже +0,8 (на момент получения справки — 1,0), а другой -18,0. При этом он не различает оттенки зеленого по таблицам Рабкина.

Однако я могу засвидетельствовать, как и его остальные друзья, что водит он машину отлично, глазомер работает не хуже моего. Хотя говорят, что одноглазые все видят плоско, и что они плохо определяют расстояние «на глаз».

По вождению моего друга этого не скажешь.

Когда мы с ним ехали ночью, я спрашивал о цветах радикально удаленных (метров 600-700) светофоров, и он безошибочно называл цвета. Хотя с такого расстояния не было видно, горят верхний или нижний фонари.

Он проходил в интернете разные тесты для дальтоников совершенно безошибочно и путался только в некоторых картинках пресловутой таблицы Рабкина. Тогда ему сказали, что он не различает некоторых оттенков зеленого.

В общем, речь пойдет о бессмысленных требованиях к водителям в области зрения. Разные проблемы с цветоощущением имеют 8% мужчин на планете и 0,4% женщин, что немало, 1/12 населения.

Если прибавить сюда лишившихся глаза физически и имеющих техническую одноглазость из-за существенного перепада в зрении между глазами, то 1/10 точно наберется. Это много. Это больше, чем лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией (7%), с дискриминацией которых борются во всем мире.

А здесь 10% лишают права водить автомобиль по совершенно глупым и безосновательным причинам. Или… подталкивают к взятке.

Я давно сдавал на права, потому сделал небольшой опрос в Фейсбуке. А вдруг проверка зрения перестала быть «советской»? Ничего подобного.

Справку один из опрошенных получал три недели назад, и цветоощущение проверялось по замусоленным с советских времен таблицам. Хотя практика показывает, что в этом нет не только необходимости, но и смысла.

Архаичность и жесткость требований

Требования к водителям категории «В» по зрению таковы.

Острота зрения лучшего глаза должна быть не ниже 0,6, худшего — не ниже 0,2. Диоптрийная сила очков или контактных линз не должна превышать плюс восемь или минус восемь диоптрий, а разница между очковыми стеклами на правый и левый глаза не должна быть более трех диоптрий, а если очки астигматические, сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8, а сам цилиндр — 3 диоптрии.

Если перевести это на человеческий язык, то с сильным перепадом зрения между глазами, с учетом существенной разницы между линзами, или если у вас физически один глаз, права вам не светят. Хотя за взятку люди прекрасно ездят.

Если у вас такие заболевания, как отслойка сетчатки, катаракта, глаукома, то решение о пригодности остается за врачом. Тут уж как договоритесь. 🙂 Может, это и к лучшему. Прямой призыв к взятке лучше, чем намек на нее.

Кругозор у водителей должен быть больше 20 градусов. Не знаю, не сталкивался в жизни с таким дефектом у людей, но предполагаю, что если подвижность шеи невысокая, то это не проблема для вождения личного автомобиля. Хотя в гонщики или на пилота самолета уже не пойдешь.

Цветоощущение. Дефекты цветоощущений проверяют по таблицам Рабкина. Ограничение в выдаче водительского удостоверения — при значительном нарушении или полном выпадении цветоощущения на зеленый и красный цвета.

Для водителей категории «В» и «С» допускается цветоаномалия типа А (легкая степень) при условии различения реальных цветов светофора.

То есть человек должен четко различать цвета светофора. Мой друг их идеально различает, даже ночью на огромном расстоянии. Однако подпись врача он не получил, пока не дал врачу «на лапу» из-за того, что не рассмотрел нескольких картинок в таблицах Рабкина.

Следующие разы он платил за всю справку, не портя себе нервы и не доказывая, что светофор он легко различает, даже если прямо в него бьет солнце, а светофор — не светодиодный. А ведь не должен он был ни давать взятку, ни заглядывать в таблицы.

Природа жесткости требований

Смысл в таблицах Рабкина был тогда, когда на море и железной дороге применялись семафоры. Семафор — это маленький шлагбаум на мачте. На конце «крыла» есть круглое цветное стекло, которое при подсветке фонарем в ночное время давало подобие светофора.

В бедном Советском Союзе встречались семафоры просто с покрашенными в определенные цвета кружочками металла или даже дерева. В Австралии, Германии и некоторых других странах на второстепенных железнодорожных ветках и сегодня используются семафоры.

Семафоры использовались на военных кораблях до Второй мировой войны для синхронизации действий кораблей эскадры в ночное время и для обмена сигнальной информацией в открытом море и на рейдах.

Если прикинуть минимальные расстояния между кораблями, когда у фонаря меняются только светофильтры, то цветоощущение у сигнальщиков и всех офицеров должно быть идеальным.

Несомненно, такое качество зрения должно быть и у машиниста локомотива, который ночью пытается увидеть сигнал семафора от фонаря или днем с расстояния 700-1000 метров увидеть цвет на деревянном кружке 30 см. Нет вопросов — высокое качество зрения необходимо.

Однако уже лет 50 на железных дорогах используются лишь светофоры, и сейчас цвета довольно яркие. Если есть неразличимость оттенков, то основные цвета увидит любой, кроме ахроматов. То есть таблицы Рабкина, даже для получения удостоверения машиниста локомотива, нужно было выкинуть лет 50 назад.

Водителем же на любых дорогах мира может быть полнейший ахромат, который все видит как черно-белую фотографию.

Если светофор вертикальный, то красный — вверху, а зеленый — внизу. Если горизонтальный, то справа — красный, а слева — зеленый. Если стрелки разрешенного движения в определенном направлении, то они всегда зеленые. Иногда мигает только желтый. Достаточно это знать, и различать цвета не нужно.

Когда задумал эту статью, специально стал обращать внимание на знаки с позиций, как будто я вообще не различаю цветов. Кстати, ночью цвета слабо помогают прочитать смысл знака, когда просто ориентируешься на привычные смыслы. В итоге я сделал вывод, что в любое время суток дорожных знаки читаются легко из-за формы и характера изображений. Цветоощущения не нужны.

Единственное, если ночью горит светофор на плохо освещенной улице, то расположение фонаря на нем даже со 150 метров не видно.

Полный ахромат точно поймет, горит ли верхний или нижний фонарь, только с расстояния метров 30-40. Если ехать не слишком быстро, то этого расстояния достаточно, чтобы среагировать. Дальтоники с некритичными нарушениями смогут различить цвет гораздо раньше.

Таким образом, опыт свидетельствует, что в нормативных актах и внутренних инструкциях нужно запретить использовать таблицы Рабкина для оценки пригодности водителей по здоровью для любых категорий, включая автобусы.

Применять такие жесткие требования бессмысленно с точки зрения организации движения в 21 веке. Яркость цветов на светодиодных светофорах такова, что основные цвета различают любые дальтоники, хотя могут и не различать оттенков этих цветов.

Неоправданные по жесткости требования позволяют дискриминировать водителей и вымогать взятку за подпись врача-окулиста.

Цветоощущение водителя нужно проверять не по таблицам, а по фонарю светофора в кабинете окулиста, цвета на котором могут меняться цветными стеклами в любом порядке. Если человек различает эти цвета, этого достаточно.

Была бы моя воля, я бы допустил к вождению и ахроматов, ведь реально цвета не нужны. Этих людей очень мало, 0,0001%. Зачем же такое малое количество физически обделенных людей безосновательно дискриминировать в отношении возможности вождения автомобиля или мотоцикла?

Критерий достаточности зрения

Единственный критерий — это качество вождения.

Не буду спорить: у человека могут быть опорно-двигательные, эндокринные, психические заболевания, из-за которых нельзя допускать за руль. Однако с позиций качества зрения критерием должна быть поездка с экзаменатором в разных дорожных условиях и сдача экзамена на «удовлетворительно».

При определении возможности управлять автомобилем должны «рулить» не таблицы Рабкина или разница в диоптриях, а стандартные навыки водителя.

  1. Способность читать знаки на расстоянии, достаточном для принятия решения.
  1. Адекватная оценка дорожной ситуации, приемлемый глазомер для езды в потоке и беспроблемное одновременное чтение знаков на дороге и показателей датчиков автомобиля.
  1. Ощущение габаритов и качественная парковка.

И все. Остальное — это формальности советских времен, когда нужно было придумать искусственные преграды и сократить очереди на автомобили длиной пять-десять лет. В наших условиях такая теневая задача не стоит.

Применение таблиц Рабкина для выяснения пригодности по здоровью сегодня выглядит как откровенное вымогательство взятки у 8% потенциальных водителей, которые не могут водить только в теории, но нормально водят на практике. За взятку. Эту коррупционную нишу стоит ликвидировать.

Условия получения водительских прав при дальтонизме в 2020 году

При зачислении на курсы в автомобильную школу необходимо предоставить справку о состоянии здоровья. Особое внимание при прохождении медицинского осмотра уделяется состоянию зрительной системы будущего водителя и потенциальным заболеваниям, при наличии которых медицинская комиссия не будет пройдена. Давайте рассмотрим, при каких заболеваниях не дают водительские права и какое ограничение по зрению для получения водительских прав действует на сегодняшний день.

  1. Органические и симптоматические психические расстройства;
  2. Шизофрения и бредовые расстройства;
  3. Аффективные расстройства (расстройство настроения);
  4. Невротические расстройства, связанные с длительным стрессом;
  5. Расстройства поведения в зрелом возрасте;
  6. Умственная отсталость;
  7. Психические расстройства, связанные с употреблением ПАВ (психоактивных веществ);
  8. Эпилепсия;
  9. Слепота;
  10. Ахроматопсия.

Дополнительно к противопоказаниям к вождению относится:

  1. Транссексуализм;
  2. Трансвестизм в двойной роли;
  3. Педофилия;
  4. Фетишизм;
  5. Вуайеризм.

Проверка зрения для получения водительских прав имеет особое значение. Если у гражданина присутствуют хронические заболевания глаз, сопровождающиеся значительным нарушением зрения, то водительская медицинская комиссия запретит допуск к управлению транспортом. Ограничение по зрению для получения водительских прав связно с такими заболеваниями, как косоглазие, глаукома, диплопия. Отсутствие одного глаза или ограничение поля зрения также является противопоказанием.

Не допускаются к управлению транспортным средством граждане, имеющие заболевания органов слуха:

  1. Присутствует глухота на одно ухо;
  2. Хроническое воспаление среднего уха;
  3. Нарушение работы вестибулярного аппарата.

Дальтонизм и водительские права в 2020 году

Дальтонизм характеризуется неспособностью восприятия глазами человека одного или несколько цветов и относится к врожденным наследственным заболеваниям. Согласно приказу Министерства здравоохранения №302 , лица, страдающие дальтонизмом не вправе получить водительские права независимо от категории.

Заключение действует с февраля 2016 года. Нововведение касается только тех лиц, которые получают водительское удостоверения впервые. Если гражданин с отклонением восприятия цветов получал водительское удостоверение ранее, то дальтонизм не станет препятствием для вождения.

Тест, для выявления отклонений в восприятии цветов, следует пройти на приеме у окулиста или онлайн.

Водительские права и эпилепсия

Эпилепсия относится к заболеваниям психоневрологического типа. Заболевание сопровождается внезапными приступами, возникающими в результате возбуждения участков головного мозга. Причинами возникновения эпилепсии являются наследственность или последствия травм.

Гражданин, страдающий эпилепсией, вправе управлять первой и второй категорией только в том случае, если лечащий врач одобрит данное решение. Для получения прав первой категории необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Медицинскую справку следует оформлять один раз в два года. При эпилепсии водитель обязуется проходить комиссию с той периодичностью, которую назначит врач;
  2. После последнего приступа прошло более шести месяцев;
  3. Приступы эпилепсии возникают только во сне;
  4. Пройдено лечение с хирургическим вмешательством.

Для получения прав второй категории действуют следующие условия:

  1. Последний приступ был более десяти лет назад;
  2. Возникают только провоцируемые приступы вне водительской практики;
  3. Случался одиночный приступ, не повторяющийся в период пяти лет.

Минимальные показатели зрения для получения прав

Чтобы получить мед справку для водительских прав, граждане проходят обследование у окулиста в следующих направлениях:

  1. Определяется уровень цветоощущения;
  2. Проверяется острота зрения;
  3. Исследуется поле зрения (кругозор).

Диагностика остроты зрения проводится по таблице с буквами. К положительным проверки результатам относят:

• Для категории «Б» — острота зрения меньше 0,6 единиц одного или обоих глаз, а также не меньше 0,2 для того глаза, который видит хуже;

• Для водителей пассажирского транспорта в категории «Б» — не меньше 0,8 единиц на одном глазу и 0,4 на другом;

• Для категории «С» — не меньше 0,7 единицы для каждого глаза, или больше 0,8 для одного и 0,4 для другого.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector