Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник?

Советы
Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник? Автоюрист Юрий Панченко рассказал, какие просьбы сотрудников ДПС законны, а какие нет. Если вас остановили на дороге, а вам дорого ваше время, не
Содержание
  1. Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник?
  2. Инспектор ДПС пытается проверить багажник – как себя вести водителю?
  3. В праве ли инспектор ДПС открыть багажник, капот и двери авто
  4. Когда полиция вправе проверять разные отсеки ТС (разница между осмотром и досмотром)
  5. Полицейский просит открыть багажник, что делать водителю
  6. Процедура проведения досмотра автомобиля
  7. Протокол досмотра
  8. Личный досмотр и обыск карманов автомобилиста
  9. Что делать, если полицейский не выполняет закон
  10. Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?
  11. Когда ДПС может проверить багажник?
  12. Требование открыть багажник – это досмотр или осмотр?
  13. Осмотр
  14. Досмотр
  15. Как это применять на практике?
  16. Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ДПС?
  17. Что говорит закон?
  18. Как отказать инспектору и что за это будет?
  19. Самовольные действия сотрудника
  20. Заключение
  21. ДПС, ГИБДД – осмотр и досмотр автомобиля, остановка и требование открыть багажник. Общение. Нарушение прав водителя

Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник?

Автоюрист Юрий Панченко рассказал, какие просьбы сотрудников ДПС законны, а какие нет. Если вас остановили на дороге, а вам дорого ваше время, не стоит спрашивать о причине остановки — это уже элемент конфликта, а, значит, общение с инспектором может затянуться.

«Когда меня инспекторы останавливают, я сразу же достаю страховку, из портмоне сразу достаю два документа — права и свидетельство о регистрации — и передаю в руки инспектору. И выхожу ему навстречу, и здороваюсь. И все, буквально полминуты идет проверка документов, и я сел и уехал. Если водитель ставит перед собой задачу стать звездой Youtube, тут уже оборотная сторона. То есть прежде чем что-то говорить, он сначала опустит окно, никто не кидается навстречу инспектору, и следует вопрос: «Какова причина остановки?». Это уже конфликт. Если есть конфликт, значит, на это нужно время. Все, время уже тратится», — отметил Юрий Панченко.

Если инспектор попросил открыть багажник, стоит уточнить: действительно ли это просьба или приказ. Например, сотрудник ГИБДД может сказать водителю, что нужно проверить, работают ли стоп-сигналы. Это просьба. Обязанности демонстрировать, горят ли фонари, у водителя нет. А вот капот по требованию инспектора шофер остановленной машины открыть должен, говорит Юрий Панченко. Однако инспектор может попросить это сделать только для того, чтобы сверить идентификационный номер машины.

«Здесь могу сразу обратить внимание, сразу вопросы следуют: а если в этот момент какое-то техническое состояние будет выяснять инспектор. Самое популярное — дергать рулевую тягу: «Ага, есть люфт, значит, рулевое управление неисправно, вы с неисправным рулевым управлением ездите, автомобиль на штрафстоянку, вы дальше пешком». В общем, пугалки такие. Верховный суд в этой ситуации однозначно сказал: только сверка идентификационных номеров кузова, и все, больше ничего. То есть дергать рулевую тягу инспектор права не имеет», — пояснил автоюрист.

Есть три процедуры, связанные с изучением содержимого салона и багажника машины, — осмотр, досмотр и обыск. Первое — дело добровольное. Если водитель не хочет открывать, он может отказаться. Но тогда он должен быть готов к тому, что инспектор устроит досмотр. А это уже принудительная для водителя процедура.

«Инспектор тормозит двух водителей, они становятся понятыми. Или инспектор включает видеокамеру, если понятых найти сложно, составляет протокол досмотра, и у водителя появляется обязанность открыть капот или багажник, или двери. Если он продолжает гнуть пальцы, то до 15 суток грозит водителю за неподчинение законным требованиям. Обыск — это вообще из области Уголовного кодекса. На это нужна санкция следователя, то есть это вообще просто так не проводится», — рассказал Юрий Панченко.

Ни при осмотре, ни при досмотре сотрудник ГИБДД не имеет права что-то трогать, добавил автоюрист.

Подписывайтесь на новости «Челябинского эха» в Telegram

Инспектор ДПС пытается проверить багажник – как себя вести водителю?

Внутренний автобагажник – специально оборудованное отделение в кузове транспортного средства (ТС), предназначенное для перевозки личной клади водителя и пассажиров.

Доступ к нему возможен только через отдельную дверь. Поскольку в составе перевозимого груза могут находиться вещи, запрещенные к свободному обороту на территории РФ, инспекторы ДПС при патрулировании часто просят водителя открыть багажник для проверки его содержимого.

Законна ли такая ревизия и может ли автомобилист ей препятствовать, рассмотрим в этом материале.

В праве ли инспектор ДПС открыть багажник, капот и двери авто

ТС состоит из трех основных отсеков: моторного, пассажирского и грузового. Свободный доступ к отделениям автомобиля имеет только владелец и законный пользователь. Другие лица: пассажиры, представители надзорных инстанций, инспекторы ГИБДД и т.д. допускаются к осмотру и использованию перечисленных отсеков только с согласия владельца/пользователя либо при наличии предусмотренных законом оснований.

Ответственность за ТС и всё, что в нем, несет тот автомобилист, который в момент контроля находится за рулем.

Если вас остановил инспектор ГИБДД, то вы самостоятельно должны принять одно из возможных решений:

  • выйти из авто / остаться на водительском месте;
  • позволить пассажирам открывать двери / запретить это делать;
  • добровольно допустить полицейского к проверке багажника и номерных агрегатов в моторном отсеке / отказаться по собственному желанию показывать силовику содержимое авто.

Но в том случае, если водитель против подобных обследований и требует от полицейского обосновать приказ, тогда контролер обязан:

  1. уведомить водителя о том, какое процессуальное действие необходимо произвести;
  2. перечислить правовые основания для этого;
  3. сообщить название и порядок составления документа, которым будет фиксироваться процедура;
  4. пригласить понятых и сообщить им их права и обязанности (если это требуется по закону);
  5. попросить открыть капот, двери, багажник.

Препятствование легитимным приказам сотрудника ГИБДД запрещается. Если хотя бы один пункт перечня не выполняется, то действия гаишники являются незаконными и могут быть обжалованы в суде и/или в прокуратуре, но при этом вы все-таки обязаны открывать багажник инспектору ДПС.

Когда полиция вправе проверять разные отсеки ТС (разница между осмотром и досмотром)

Осмотр автомобиля – визуальная проверка на соответствие документам (техпаспорту и т. д.).

Кроме того, если на пути следования ТС выставлен передвижной пост в рамках отработки оперативных ориентировок по угону, а остановленное авто соответствует описанию в сводке, то инспектор ДПС имеет право потребовать у водителя открыть капот и сверить номерные агрегаты. Это также является осмотром ТС.

Порядок действий полицейского в данном случае:

  • после изучения документов на авто он должен сообщить автомобилисту основания для проведения осмотра моторного отсека;
  • потребовать открыть капот (если он по каким-то причинам не открывается, то автомобиль может быть арестован и транспортирован на штрафплощадку);
  • заполнить акт осмотра и указать в нем номера агрегатов, фактически нанесенные на узлы авто;
  • вручить копию документа водителю.

В рамках осмотра инспектору запрещается открывать багажник и двери в пассажирский отсек. Если же постовой решит их обыскать, то у него должны быть на это веские основания.

Напомним, если водитель добровольно позволяет досмотреть себя и свои вещи, то претензии к полицейскому сложно будет обосновать.

Досмотр – осматривание багажника и пассажирского отсека. При этом неважно, планирует ли полицейский обследовать кабину.

Если он захотел проверить грузовой отсек, то это уже досмотр, для проведения которого могут быть два основания:

  1. водитель совершил административный проступок и в рамках расследования ДПС проводит досмотр;
  2. у инспектора есть причины предполагать, что в ТС перевозят оружие, наркотики или другие предметы, запрещенные к свободному обороту в РФ.

Иных поводов для досмотра нет.

Полицейский просит открыть багажник, что делать водителю

Если после остановки авто и проверки документов инспектор требует открыть грузовой отсек, у автомобилиста есть два варианта: подчиниться либо же настаивать на проведении законной процедуры.

Чтобы заставить гаишника действовать правомерно, сообщите ему, что будете снимать всю процедуру на видео. Если инспектор запретит съемку (на что имеет право), то постарайтесь привлечь как можно больше свидетелей, обратитесь к руководству поста с просьбой призвать сотрудника к порядку.

Процедура проведения досмотра автомобиля

  • полицейский сообщает, что намерен произвести досмотр и просит всех выйти из кабины;
  • привлекаются понятые с удостоверением личности, им разъясняют права и обязанности (либо же видеосъемка на сертифицированную камеру);
  • составляется протокол досмотра, в который вносятся данные обо всех участниках, а также о способах фиксации мероприятия;
  • инспектор просит водителя открыть багажник авто в присутствии всех привлеченных лиц;
  • гаишник не имеет права осматривать содержимое сумок, но поднимать и переставлять их может;
  • в документ вносится вся информация по результатам обследования, он подписывается участниками и копия выдается водителю.

Если полицейский не соблюдает указанный порядок, то его действия носят противоправный характер и могут быть обжалованы в суде.

Но при этом водителю запрещено оказывать противодействие инспектору, высказываться в отношении него в неуважительной форме или угрожать. За такое поведение можно получить штраф в качестве наказания за проступок или преступление.

Протокол досмотра

При добровольном согласии автомобилиста на досмотр багажника полицейский может отказаться составлять протокол досмотра. Поэтому, если вы хотите иметь официальную бумагу, то от гаишника нужно с самого начала требовать соблюдение процедуры.

Бланки протоколов досмотра могут быть неномерные. Фактически инспектор вправе от руки написать такой документ, внеся в него все сведения, указанные в рекомендованной форме, утвержденной приказом МВД РФ №664 от 23.08.17 г.

Если же сведения о результатах досмотра вписываются в протокол об админправонарушении водителя, то уже этот протокол обязательно должен быть номерным и заполняется он только уполномоченным на то лицом.

Личный досмотр и обыск карманов автомобилиста

Во время проверки на дороге может возникнуть ситуация, когда у сотрудников ДПС появится намерение сделать личный досмотр (ЛД) водителя. В рамках этой процедуры гражданина могут попросить показать содержимое карманов и личных вещей.

В этом случае нужно быть особо осторожным, поскольку очевидно, что у полицейского возникли какие-то подозрения, и в своих требованиях он будет настойчив. Более того, не исключено, что инспектор допустит применение физической силы, если вы, по его мнению, будете вести себя не адекватно обстановке.

Порядок проведения личного досмотра:

  1. привлекаются понятые (в обязательном порядке, даже если есть видеофиксация) и им разъясняются их права и обязанности;
  2. после этого инспектор предлагает автомобилисту самостоятельно показать содержимое карманов, ручной клади и багажа (всё вносится в протокол);
  3. если досматриваемый отказывается, то сотрудник ДПС имеет право применить физическую силу.

Все, что происходит во время досмотра, протоколируется и сопровождается пояснениями водителя.

В каких случаях допускается ЛД:

  • для предотвращения правонарушения (если полицейский считает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения);
  • для изъятия предметов, использовавшихся для противоправных действий (при составлении админпротокола).

Поэтому, если вы соблюдали ПДД и во время контроля ведете себя адекватно ситуации, то никто не должен учинять ЛД.

Что делать, если полицейский не выполняет закон

Наиболее частые случаи самоуправства ДПС при проведении досмотров:

  1. отказ от привлечения понятых;
  2. использование неправомерных средств видеофиксации;
  3. несоставление процессуальных документов о производимых действиях.

Реже встречаются такие вопиющие случаи, как применение физической силы, доставление в участок и арест автомобиля.

Что делать, если полицейский отказывается работать с понятыми:

  • постараться записать свой разговор с инспектором на видеокамеру либо на диктофон;
  • сообщить ему, что если он не прекратит противоправные действия, то вы пожалуетесь в прокуратуру;
  • выполнять все требования проверяющего;
  • привлечь свидетелей и записать их данные;
  • позвонить на горячую линию прокуратуры с сообщением о нарушении.

Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?

У инспектора ГИБДД есть право проверять не только водителя, но и его автомобиль. Также ему предоставлено право требовать от граждан тех или иных действий/бездействия, если это делается в рамках охраны правопорядка. Но все его указания должны быть прописаны в законе, хотя, иногда сотрудники забывают, что они законоисполнительная и правозащитная власть, а не законодательная. Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять багажник и обязан ли водитель его открывать по требованию инспектора? Давайте разбираться!

Когда ДПС может проверить багажник?

В любых случаях, когда это требуется для соблюдения охраны правопорядка. Размыто? Сейчас разберёмся! Вот только уточним, что сотруднику ГИБДД незачем проверять сам багажник – речь идёт о более конкретны процедурах. Таковыми могут быть:

  • проверка перевозимого груза в багажнике автомобиля (именно проверка самого багажа),
  • сверка номеров компонентов или агрегатов машины,
  • проверка на наличие запрещённых вещей (это не то же самое, что проверка груза).

Для каждой из этих процедур предусмотрена соответствующая административная процедура. Все такие процедуры закреплены в законодательстве – в данном случае либо в КоАП, либо в Административном регламенте, вводимым в действие Приказом №664.

Таким образом, проверка багажника инспектором ГИБДД разрешена, но только в рамках определённых процедур, которые закреплены в правовых актах. И для каждой из этих процедур потребуется составление документов.

Как Вы уже догадались, речь идёт о досмотре или осмотре транспортного средства. Но как их отличить и какие документы для этого потребуются?

Требование открыть багажник – это досмотр или осмотр?

Может быть и тем, и другим. Несмотря на то, что в большинстве информационных источников Вы, скорее всего, прочитаете, что проверка багажника – это исключительно в рамках досмотра, на самом деле, это далеко не так, и за ошибки в теоретической информации практически можно «залететь» на все 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

Между тем, отличия этих двух процедур в контексте требования открыть для проверки багажник достаточно весомые, хотя довольно просты и понятны. От них зависит то, какие документы должны составляться, что дозволено инспектору ДПС в рамках этой процедуры и какие формальности должны быть соблюдены.

Осмотр

Осмотр – это визуальное обследование машины. Цели осмотра прямо не определены нигде, но есть основания для его проведения, и к ним относятся:

  1. ориентировки,
  2. признаки несоответствия груза документам,
  3. необходимость сверки маркировок.

И вот именно последний пункт так или иначе может обязать водителя открыть багажник своего автомобиля инспектору. Фактически, если Вы по требованию этого не сделаете, то Вы препятствуете законным действиям сотрудника ГИБДД.

Но проверка груза в багажнике как основание для Вас уже не действует, если Вы едете как обычный гражданин, а не перевозите груз как организация с соответствующими сопроводительными документами.

Что касается ориентировки, то здесь и вовсе всё очень непрозрачно. Дело в том, что её наличие Вы никак не опровергнете, так как она может быть устной и не обязательно должна быть регламентирована на бумаге.

Но практически это не значит, что Вы обязаны классически выйти из машины и открыть по требованию инспектора багажник, демонстрируя ему всё, на что тот укажет, и объясняя происхождение тех или иных предметов. Помните, что в рамках осмотра проверяется только маркировка. В багажниках большинства моделей машин никаких маркировок вовсе нет – VIN-номер указывается под капотом, на пороге или других местах кузова, в число которых багажник почти никогда не входит. Маркировка фары и подавно не может находиться в багажнике.

Тем не менее, если сотрудник ГИБДД требует открыть багажник для поиска такой маркировки, отказывать ему нельзя. Но и прямой задачи распахнуть крышку багажника перед Вами не стоит. Вам нужно лишь не препятствовать этому – дёрнуть рычаг открывания багажника, например.

И, наконец, самое важное! В рамках проведения осмотра должен быть составлен акт осмотра – письменно с подписью инспектора. Правда, нигде не написано, что этот документ должен составляться перед осмотром, а не во время него или после. Также для осмотра не требуются ни понятые, ни видеозапись.

Досмотр

А вот в рамках досмотра инспектор имеет уже полное право полноценно исследовать Ваш багажник. Вы (и пассажиры), при этом, обязаны выйти из машины и не препятствовать досмотру.

У досмотра есть свои основания, и они почти аналогичны причинам осмотра. Вот только досмотр – более сложная процедура, и инспектору при ней дозволено гораздо больше в действиях внутри багажника Вашего автомобиля. Но и процессуальных действий для сотрудника тоже больше:

  • должен быть составлен протокол досмотра с обязательным указанием в нём предписанных данных; при этом, аналогично осмотру, его нет обязанности составлять непосредственно перед досмотром, хотя фактически невозможно его составить во время или после, так как туда вписываются понятые (при их наличии);
  • должны быть привлечены двое понятых или применяться видеозапись досмотра.

Из дозволенного инспектор ДПС может полноценно исследовать багажник: перемещать вещи в нём, поднять коврик и заглянуть под него. При этом, он не имеет права нарушать конструктивную целостность багажника (может открутить и вытащить запаску, но не может разбирать обшивку, например), а также открывать сумки и вскрывать другие вещи в багажнике (это уже является досмотром личных вещей, и для этого составляется отдельный соответствующий протокол досмотра личных вещей).

Как это применять на практике?

На самом деле, всё просто. Представим стандартную ситуацию: Вас остановил сотрудник ГИБДД, изучил документы и в приказном тоне говорит Вам открыть багажник. Ваша задача здесь, выяснить сразу, требование это или просьба. Спросите прямо об этом инспектора. На просьбу можно отказать, а требование должно быть регламентировано основаниями и подкреплено актом осмотра или протоколом досмотра.

Если инспектор всё же требует открыть для проверки багажник то:

  • в рамках осмотра просто скажите инспектору, что маркировочных обозначений у Вас в багажнике нет, но если он настаивает, то просто дёрните рычаг открытия багажника (если открывается из салона) или откройте, Вы не обязаны выходить из машины (однако, видеть, что в багажнике делает инспектор, всё же в Ваших интересах),
  • в рамках досмотра Вы и все лица в машине обязаны выйти из неё, и желательно, помимо видеозаписи сотрудника ГИБДД, Вам тоже снимать действия а свою камеру.

Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ДПС?

Автовладельцы по всей стране периодически нарушают пункты ПДД, из-за чего их останавливают сотрудники дорожно-транспортной службы. Патрульный после остановки транспортного средства обязуется представиться, назвать основание задержки машины во время движения и попросить документы. Однако, помимо стандартной формы проверки удостоверения, часто инспектора называют еще ряд подозрений, которые нужно проверить для протокола. Иногда такие просьбы могут быть незаконны. В этой статье мы расскажем, в каком случае полицейский вправе требовать открыть багажник, что грозит водителю за отказ и что делать, если сотрудник ДПС сам лезет открывать крышку.

Что говорит закон?

Сотрудник патрульной службы может в соответствии с Административным регламентом потребовать открыть багажник или капот. Но в таком случае чаще всего осмотр (внешнее изучение транспорта) переходит в досмотр (исследование содержимого изнутри). Это подразумевает другую, усложненную процедуру. В пределах простого осмотра инспектор также может попросить открыть багажник, но это не имеет особого смысла и ограничивает его в дальнейших действиях. К примеру, во время осмотра водитель не должен выходить из машины, а патрульный не в праве требовать объяснений происхождения тех или иных предметов в багажнике. Все, что он может сделать, — это осмотреть, сверить маркировку и ничего не трогать и не доставать из кузова. В целом, полицейский может потребовать доступ к капоту или багажнику для следующих целей:

  • Сверить маркировку деталей;
  • Удостовериться в соответствии перевозимого груза тому, который указан в документах (только для грузовых авто);
  • Проверить на соответствие по ориентировке;
  • Обнаружить техническую неисправность в машине, признаки которой повлекли к остановке полицией.

Если сотрудник ДПС допрашивает о происхождении содержимого кузова, осматривает груз легкового гражданского авто, то процедура переходит в досмотр. Его можно проводить только в присутствии незаинтересованных понятых, присутствие которых обеспечивает инспектор, и видеофиксации происходящего. Если же полицейский проводит вышеупомянутые действия под предлогом осмотра без какой-либо съемки, то это является правонарушением со стороны сотрудника. В такой ситуации следует сообщить в полицию о незаконном проникновении в машину, назвав должность и фамилию инспектора. Результаты обеих процедур (досмотра и осмотра) описываются в акте, в котором указывается причина их проведения. Водителю следует проследить, чтобы в документе значилась та же причина, которую патрульный называл перед началом осмотра.

Как отказать инспектору и что за это будет?

Отказать патрульному в просьбе открыть багажник или капот можно, но не всегда. К примеру, если полицейский требует провести досмотр, отказ будет расценен как административное правонарушение. Такая же ситуация и с осмотром, но только в случае, если сотрудник ДПС не назвал причиной сверку маркировки. Отказ автовладельцем требованию полиции по статье 19.3 Административного кодекса РФ влечет за собой штраф или срок в 15 суток. Поэтому лучше не перечить патрульному и выполнить его просьбу, однако проследить, чтобы вся процедура была выполнена по форме, с надлежащей фиксацией и описана в протоколе.

На практике, лучшим вариантом выразить свое несогласие с правомерностью происходящего является заявление водителя в свободной форме, прикрепленное к протоколу до его подписания. Отказ от осмотра с последующим отказом от подписания документа только усугубит положение нарушителя. Лучше выполнить требования патрульного, но самостоятельно зафиксировать всю процедуру досмотра, чтобы впоследствии доказать в суде свою невиновность и неправомерность действий полицейского. За что он, кстати, получит штраф на сумму до 20 тысяч рублей с пометкой в личном деле.

Самовольные действия сотрудника

Законным со стороны правоохранителя является только требование в предоставлении доступа к объекту (капоту или багажнику) с аргументацией причины. Если же полицейский сам пытается открыть крышку или нажать на соответствующую кнопку на панели управления, то такое действие можно расценивать как незаконное проникновение в автомобиль. В этой ситуации не следует вступать в спор с сотрудником ДПС, а необходимо сразу же набирать номер дежурной части и сообщать о происходящем в авто. За превышение своих полномочий патрульный понесет административное наказание в виде штрафа, предусмотренного статьей 12.35 КоАП.

Заключение

Если патрульный просит открыть багажник или капот, не следует спешить с выполнением, однако и давать явный отпор полицейскому также нельзя. Снимите на видео происходящее во время осмотра от начала и до конца, чтобы все действия сотрудника были зафиксированы. Это и обеспечит вашу безопасность, и не повлечет ответственности за отказ от выполнения требований полиции.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

ДПС, ГИБДД – осмотр и досмотр автомобиля, остановка и требование открыть багажник. Общение. Нарушение прав водителя

При встрече с инспекторами дорожной полиции, ее работниками, важна информированность водителей о нормах и возможностях общения с полицией. О причинах, которые могут быть достаточными для того, чтобы выполнялись те или иные просьбы и требования ее работников. Мы рассказываем в подробностях о нормах в отношении разных случаев общения с ГИБДД, ДПС и полицией.

Множество ситуаций связано с остановками машин на дорогах и случаями, в которых водителей просят выйти из машины, открыть багажник, предоставить автомобиль для осмотра. В сети еще множество рассказов о том, как такие встречи кончаются несправедливыми обвинениями, или обвинениями недостаточно обоснованными. Автоводители все еще часто теряют деньги, время, нервные клетки и даже права из-за конфликтов и встреч с полицией, хотя не всегда при этом что-то нарушают.

Как избежать обвинений со стороны дорожной полиции, как четко ограничить свободу представителей закона в отношении вас и вашей машины? Как правильно вести себя в разных ситуациях – и если вы опытный драйвер, или если вы новичок. Какие правила прекрасно работают практически в любой ситуации? Об этом мы и расскажем. И для начала опишем нюансы ситуаций, связанных с осмотром и досмотром. Ситуации, в которых полицейские после остановки машины просят вас открыть багажник машины или сделать еще что-то, связанное с осмотром ваших вещей.

Общие правила в случае остановки автомобиля

Отношения между водителями и дорожной полицией в основном управляются «Кодексом об Административных Правонарушениях» – так называемым «КоАП», имеющем множество статей. В некоторых случаях дорожные полицейские могут действовать слишком энергично, и не представиться перед этим, что вами как водителем или даже как пассажиром должно пресекаться. Согласно инструкциям психологов и юристов, действовать нужно следующим образом.

Нужно при любой, пусть и резкой остановке и при каких-то требованиях инспектора – не спешить, дышать ровно и спокойно, анализировать ситуацию с точки зрения ее законности и психологической комфортности. И в первую очередь попросить предъявления сотрудником полиции удостоверения, данные с которого нужно зафиксировать – записать, сфотографировать или заснять на видео, на что вы имеете полное право. Можно сделать это позже, если возникнут какие-то разногласия.

Важное и полезное правило для всех остановок машин на российских дорогах: инспектор полиции обязан что-то начать делать уже через хотя бы 5 минут, после того, как он вас остановил. А вернее – задержал, на юридическом языке. После пяти минут бездействия задержанный водитель имеет право позвонить по телефону «02». И сообщить о нарушении пункта 12.35 КоАП. За задержание вас на дороге больше пяти минут без причин сотрудник полиции может быть оштрафован на 20 тысяч рублей. Это «Незаконное ограничение права на управление».

Не спешите открыть багажник. Обязательные правила, и разница между досмотром и осмотром

Важно: есть прецеденты, в которых полицейские подбрасывали в автомобили запрещенные предметы после разрешения провести «осмотр» каких-то из внутренностей автомобиля. Согласно российским законам, вы имеете право перед открытием капота или багажника автомобиля, бардачка или задних дверей для осмотра, потребовать приглашения понятых и составления «протокола досмотра автомобиля». Можно, и в случае конфликтов обязательно нужно, снимать процесс на видео или фото.

Приглашение понятых оговаривается в статье 27.9 КоАП. И протокол и двое понятых обязательны, законны и возможны и в том случае, когда ваше общение с полицией происходит на любом участке дороги, и на территории стационарного или иного поста дорожной полиции, и на любой другой территории.

Важно, что в том случае, если полицейский хочет заглянуть внутрь – речь идет о «досмотре», и именно «досмотр» должен быть главным героем протокола, который будет составлен. Ни о каком «осмотре» речи уже не идет, так как «осмотр» – это получение удовольствия и знаний от изучения внешнего вида автомобиля. И его салона исключительно и только через окно.

Есть еще и технический осмотр, но он проходит в специальных местах для проверки работоспособности автомобиля и соответствии его технормам. При наличии годного талона техосмотра полиция не имеет права проверять автомобиль на соответствие каким бы то ни было техническим параметрам. Это тоже оговаривается в законах.

В отношении самостоятельного досмотра полицейскими содержимого под капотом, салона, багажника, бардачка и внутренностей вашего автомобиля существует замечательное правило, а вернее статья закона (19.1 КоАП), по которой такие самостоятельные действия работников дорожной полиции называются «самоуправством». И в ответ на которые вы можете сразу же звонить «02», чтобы о таком самоуправстве там сообщить.

Для того чтобы найти понятых, которые будут присутствовать при досмотре машины, работники полиции обязаны сами предпринять какие-то действия. А проще говоря – найти их. Понятыми могут быть только люди посторонние по отношению к вам, вашему автомобилю и к дорожной полиции. Кто-то из окружающих пешеходов, пассажиров или водителей.

Осмотр, досмотр и обыск – ваши права и обязанности полиции

Как вы понимаете, мы говорим о защите водителей и машин от возможных необоснованных претензий со стороны дорожной или иной полиции. Такие ситуации уже бывали, бывают и наверное еще будут бывать – так что каждый ездок должен определить для себя, насколько быть осторожным в общении с теми или иными «дорожниками». О психологии такого общения мы рассказывали в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там в общем все сказано о том, как можно заметить предвзятое отношение полицейских, и как вести себя самому.

Важно – что вы сами не должны давать полицейскому техническую возможность исследовать содержание вашего багажника. Во-первых, он должен вас об этом очень аргументированно попросить. И вы не обязаны его открывать, даже если полицейский вас об этом попросит. Такие действия, повторяем еще раз, должны происходить в присутствии свидетелей и при составлении протокола. Имеются прецеденты, когда при согласии водителей открыть багажник туда были подброшены запрещенные к перевозу и хранению вещества и объекты. Ситуации и полицейские, конечно, бывают разные.

То же относится к досмотру всех зон в автомашине – особенно в конфликтных случаях – все должно происходить по веской причине, при свидетелях, с вашим участием, и сниматься на видео. Знайте, что существуют методы и приемы, которыми пользуются полицейские, чтобы доставить водителям побольше хлопот, или получить возможность «раскрыть» несуществующее нарушение. Или получить возможность для чего-либо задержать вас дольше – возможно из-за желания пообщаться. Но не у всех оно всегда обоюдное.

Один из таких приемов – просьба показать, то есть предъявить работникам полиции предметы, которые обязательно должны быть с собой у водителя. Например, такие как огнетушитель, знак аварийной остановки – треугольный, устанавливаемый на дороге – или другие вещи, находящиеся в багажнике. Вам нужно будет открыть багажник, чтобы это сделать – но открывать его по закону вы не должны без того же протокола и понятых.

В ПДД нет пункта или статьи, которые бы делали обязательным предъявление полиции этих предметов. Вы можете испросить у инспектора статью, на основании которой он просит вас показать эти вещи или открыть багажник. При этом сообщить полиции, что эти предметы были у вас собой при отправлении. Можете попросить составить протокол досмотра по поводу открытия и исследования багажника.

И в любом случае при досмотре багажника вы можете после этого в течении 10 дней отправить жалобу на действия дорожной полиции. Специалисты АНО «Судебный эксперт» могут в удобное для вас время рассказать, на предварительных бесплатных консультациях, о том, как и кому, и в каких случаях, вы можете, и даже должны, направлять жалобы. На ту работу сотрудников дорожной полиции и детали этой работы, которые нарушили ваши права, отняли у вас время, деньги, внимание. И как за это можно и нужно получать компенсации.

Законодательство России сегодня развивается, и существует ряд способов защиты от бесполезной и беспричинной активности полицейских. Все их вам объяснят наши специалисты. АНО «Судебный эксперт», работающая уже давно и активно на всей территории РФ, защищает права наших организаций и граждан в массе различных случаев. Ваши безопасные и законные отношения с дорожной полицией – относятся к сфере нашей работы. А теперь не только в России, но и в СНГ.

Инспектора или работники дорожной полиции не имеют права самостоятельно открывать какие-то отделы и места в автомобиле, самостоятельно досматривать какие-то области или участки. Например, открывать капот без вашего наблюдения и присутствия. Или отодвигать вещи, или накидки на сидениях в салоне, для того, чтобы исследовать его пространство. Все, что делается самими полицейскими, без вашего непосредственного участия и наблюдения – все это классифицируется как «обыск», а на него уже нужно иметь специальное постановление суда. А досмотр – только в вашем присутствии и при вашем контроле, как сообщает статья 29.7 КоАП.

Мы уже писали о психологических правилах общения с дорожной полицией в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там довольно подробно и принципиально изложены законы общения между сторонами. Оттуда можно добавить в данном случае то, что водитель, даже новичок, уверенно оперирующий фактами о законодательстве, задающий наводящие вопросы, произведет на полицию впечатление осведомленного человека. И будет в большинстве случаев защищен лучше.

Психологические аспекты. Общение с лицами, слишком требовательно, неадекватно ведущими себя. Взаимопонимание с дорожной и иной полицией – простой метод

Труднее найти общий язык с агрессивно или слишком требовательно, неадекватно настроенными работниками правоохранительных органов, о встречах с которыми можно найти свидетельства на страницах российской интернет печати. Или с теми лицами, которые не относятся к дорожной полиции, но находят «причины» для того, чтобы предъявлять вам какие-то претензии, и требования. В этом отношении мы можем дать вам советы из области базовой практической психологии. Главное – даже если вам встретились лица, явно тяготеющие к нарушению ваших прав, помнить, что дважды два – четыре. Нервничать и волноваться по этому поводу нет смысла, ведь вы правы. Не выходите из равновесия, это главное.

Важный вопрос еще и в том, чтобы находить общий язык с дорожной полицией и теми, кто находится в состоянии возбуждения на работе, в процессе поимки преступников, усиленного контроля движения, его безопасности, «чистоты пользователей» и так далее. Достаточно попросить себя немного понять этих людей и их напряженную работу, включиться в это настроение – и общаться станет значительно легче. Не стоит жестко отгораживаться от них – в данном случае от дорожной или иной полиции. Отгороженность только затруднит и усложнит общение и создаст вам всем неудобства. Проявите понимание, выскажите что-то по этому поводу, «поймайте волну», как радиоприемник – и вы увидите, как упростится общение. По крайней мере, в добром большинстве случаев.

Общие рекомендации по досмотрам автомобилей, и помощь независимой экспертизы

Этими общими правилами вы можете воспользоваться в любой ситуации попыток досмотра или задержания автомобиля. Мы продолжим более подробный рассказ об этом в другой статье. И предлагаем вам по всем общим или отдельным, даже необычным и узким вопросам из области общения с дорожной полицией или ПДД и ДТП, обращаться в АНО «Судебный эксперт». И предлагаем все виды экспертизы вашего общения с полицией, протоколов, досмотров, задержаний, судебных дел и процессов. Мы надежно защищаем права граждан, и ждем вашего обращения.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector