Как правильно поставить сабвуфер в комнате?

Советы
Помните, игрушку из детства - кубик рубика? Как ни крутишь его разноцветные квадратики, не можешь исчерпать все варианты их комбинаций. Так и с сабвуфером. Сколько ни двигай его по комнате,
Содержание
  1. Как правильно поставить сабвуфер в комнате?
  2. «Босяцкая» установка или ползаем по полу.
  3. «Прецизионная» установка или сядем, сложа ручки.
  4. Саб не нужен?
  5. Куда поставить сабвуфер в комнате
  6. Правильное расположение сабвуфера в комнате
  7. Куда ставить сабвуфер
  8. Как можно расположить сабвуфер в комнате
  9. КУДА ПОСТАВИТЬ САБВУФЕР?
  10. Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра
  11. Контакты
  12. Типы акустических колонок
  13. Из чего состоит домашний кинотеатр? Компоненты и их назначение
  14. Как располагать колонки стереосистем
  15. Напольные фронтальные колонки
  16. Центральная колонка
  17. Тыловые колонки
  18. Сабвуфер
  19. Многокомпонентные системы
  20. Особенности расположения в нестандартной планировке
  21. Квартира-студия
  22. L- образная комната
  23. Телевизор в углу
  24. Правила эксплуатации и безопасность
  25. Как правильно установить сабвуфер в комнате
  26. Ползание за басами — советы по установке сабвуфера в комнате
  27. Поиск идеальной точки установки домашнего сабвуфера
  28. Настройка регуляторов сабвуфера:
  29. Рекомендации по расположению сабвуфера в комнате
  30. Ниже приведены некоторые основы расположения сабвуфера в комнате:
  31. Техническая часть

Как правильно поставить сабвуфер в комнате?

Помните, игрушку из детства — кубик рубика? Как ни крутишь его разноцветные квадратики, не можешь исчерпать все варианты их комбинаций. Так и с сабвуфером. Сколько ни двигай его по комнате, единственно правильное место для его качественного звучания не найдешь.

Специалисты называют сабвуфер самым капризным элементом домашнего кинотеатра. Чтобы добиться нужного звучания, кинотеатралам приходится изрядно с ним повозиться. Дело в том, что звучание саба сильно зависит от размеров и акустики помещения, от расположения в комнате предметов и, конечно, от его собственного местонахождения, а также от слушателя. Решая задачу размещения саба в комнате, можно пойти двумя путями: простым («босяцким», по определению одного из опрошенных нами специалистов) и сложным (профессиональным или более научно — прецизионным). Первая дорога доступна любому, даже самому несведущему обладателю домашнего кинотеатра, а вот вторая — только тому, у кого «золотые руки» или приглашенным специалистам-инсталляторам.

«Босяцкая» установка или ползаем по полу.

Самый распространенный метод при «босяцкой» установке — метод проб и ошибок. Он прост, но отнимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только сможете отыскать, и проигрывайте ее. При этом саб должен быть установлен непосредственно в месте прослушивания, еще лучше на высоте прослушивания. «После этого в буквальном смысле на корточках надо проползти по комнате, по всем ее углам, и в том месте, где сабвуфер будет звучать наиболее естественно, звук будет наиболее сбалансированным упругим и насыщенным, и следует установить сабвуфер, — объясняет Дмитрий Усачев, технический специалист ГК Synergenta. «При установке надо помнить только следующие вещи, — советует Юрий Фомин, основатель компании «Лига звука» . — Когда вы прислоняете сабвуфер к стене, звук увеличивается на 6 децибел, когда вы ставите его в угол, звуковое давление увеличивается еще на 6 децибел. То есть, если вам не хватает мощности сабвуфера, вы можете, переставляя его с места на место, увеличивать его звуковое давление».

У метода проб и ошибок есть и множество других особенностей. Специалисты не советуют располагать сабвуфер на одинаковом расстоянии от двух стен, поскольку это ухудшит равномерность амплитудно-частотной характеристики в области низких частот, и могут появиться искажения. Именно по этой причине иногда рекомендуют использовать не один, а целых два сабвуфера. Конечно, если речь идет об идеальном домашнем кинотеатре, когда в одной фронтальной плоскости находятся все каналы, то есть два сабвуфера, левый и правый и центральный каналы. «Тогда мы добиваемся синфазности излучения, и басовая волна идет единая и от фронта, и от сабвуферов», — поясняет Андрей Решетник, технический директор компании «Солярис» . «Это не развод на деньги, это нормальные вещи, поскольку любой сабвуфер провоцирует резонансные явления в комнате. Проблему подавления собственных частот помещения можно частично решить, если использовать два сабвуфера. Установленные в разных местах, они в итоге дадут более равномерное распределение поля (некоторые частоты, совпадающие с модами помещения, будут «встречаться» в противофазе), и в итоге суммарная характеристика становится гораздо более плавной», — говорит Дмитрий Усачев.

О ряде других особенностей метода проб и ошибок хорошо рассказывают участники аудиофильских форумов, основываясь, цитирую: на «тонких жизненных наблюдениях». Они отмечают, что большинство обладателей домашних кинотеатров либо включают сабы на полную громкость, либо «задирают» частоту среза. И получается в итоге, что звук из кинокартины «Пианино» подошел бы больше для ленты «Терминатор-2» или же при воспроизведении самой скромной басовой ноты сабвуфер неистово рычит. Чтобы такого не случилось, надо, во-первых, уменьшить громкость, а, во-вторых, постараться расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставить немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, лучше всего подавать на специальный «высокоуровневый» вход саба полнодиапазонный сигнал с «колоночного» выхода усилителя. В-пятых, установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного «подтянуть» средние и верхние басы.

Обычно специалисты говорят, что сабвуфер можно поставить в любом месте комнаты. Они объясняют это тем, что басовый звук характеризуется большой длиной волны, превышающей характерные размеры помещения (например, низкий бас частотой 20 Гц имеет длину волны 15 метров). Но все-таки сабвуфер будет звучать лучше, если его поставить сбоку и перед слушателем. «Объясняется это тем, что, сидя перед сабвуфером, в первый момент человек слышит больше прямого звука и меньше отраженного. Ведь каждая комната — это элемент системы, своеобразной эквалайзер, который включен между усилителем и акустической системой, и очень часто даже самая хорошая акустика в акустически плохо подготовленном помещении звучит, мягко говоря, некорректно, — сообщает Дмитрий Усачев. — Соответственно, сабвуфер — наиболее капризный партнер помещения, и если его ставить без предварительной проверки (скажем, в углу комнаты) результат будет далек от идеала. В то же время не стоит драматизировать ситуацию — ведь речь идет о тонкостях, к которым большинство из нас относится вполне терпимо. В конце концов, аппаратура — не фетиш, а средство развлечения».

Когда только закладываются провода системы, специалисты советуют ставить устройство во фронтальной плоскости, то есть там, где установлены левый, правый и центральный каналы. «При этом рекомендуется направлять сабвуфер либо на середину комнаты, либо на противоположную стенку, — уточняет Андрей Решетник. — Это не будет противоречить акустическим свойствам помещения». С Андреем Решетником солидарен в этом вопросе и Александр Урванов, продакт-менеджер компании TRIA International, Ltd. : «У меня был опыт подобной установки. Когда потребитель не готов мириться с лежащими на полу кабелями и, соответственно, нет возможности экспериментальным путем найти оптимальное расположение сабвуфера в помещении, то мы ставили сабвуфер с фронта. И, как правило, это было недурственно!»

«Прецизионная» установка или сядем, сложа ручки.

Этот второй путь установки сабвуфера намного сложнее первого. Он является частью общей инсталляции домашнего кинотеатра, и им могут пойти только приглашенные специалисты-инсталляторы. Более того, эта установка возможна, если саб участвует не в системе 5.1., а в стереосигнале, то есть работает, как два-один, принимает участие в поддержке низкочастотного потока фронтальных колонок. При этом сам сабвуфер должен быть более навороченным, чем в случае «босяцкой» установки. «Он обязательно должен иметь регулятор фазы, четкий кроссовер, желательно регулируемый, чтобы фазировать низкочастотный сигнал с фазой фронтальных систем, и чтобы звук был без провалов и без излишних проемов», — рассказывает Юрий Фомин.

Профессиональную или прецизионную установку сабвуфера осуществляют, когда человек хочет, чтобы было меньше стоячих волн и искажений. «Надо искать точку в пространстве помещения, где стоячих волн очень немного. Ее можно найти только с помощью специальных измерительных приборов. Эту точку найти очень сложно еще и потому, что у многих очень маленькие комнаты, — поясняет Юрий Фомин. — Если избегать стоячих волн, сабвуфер нельзя ставить на пол, он должен быть на треть высоты поднят от пола, на чем-то стоять. Желательно при этом использовать параметрический эквалайзер».

В этой установке очень много важных нюансов. Взять хотя бы тот момент, когда надо правильно настроить частоты раздела на сабвуфере и на ресивере, выставить фазу, чтобы она была, например, не в противофазе фронтальным колонкам, иначе бас просто будет съедаться. Поскольку сабвуфер — это по сути своей обычный усилитель, который работает на один динамик, то часто бывает, что его звук зависит от фазировки в электрической розетке. «То есть, вы в розетку включаете, как бы «земля и фаза» или «фаза и земля», и звук может отличаться в некоторых случаях значительно, правда, необязательно на сто процентов», — уверен Андрей Решетник.

При установке саба большое значение имеют кабели, соединяющие его с ресивером. Обычно длина сабвуферного кабеля — 3-4 метра, бывает и больше — 6-8 метров. Чем длиннее кабель, тем сильнее воздействие электромагнитного излучения. Если он еще и не очень качественный, со слабой экранировкой, то влияние излучения еще больше увеличивается. «Очень хорошее подключение, правда, в достаточно высококачественных системах, обеспечивает балансный кабель, — говорит Андрей Решетник. — То есть от процессора есть балансный выход на сабвуферный канал, и балансным кабелем идет разводка до самого сабвуфера. При этом и сабвуфер должен обладать соответствующим балансным входом. Вот это некий идеал. Балансная конструкция кабеля позволяет передать сигнал, практически без каких-либо наводок. Там соотношение сигнал-сумма очень высокое». Таковы советы по установке саба в комнате для прослушивания. Как выяснилось, в принципе им следовать необязательно, поскольку сабвуфер можно располагать в любом месте комнаты. «На низких частотах человеческое ухо не может точно определить направление излучения волны, — убежден Роман Лаптев, генеральный директор компании «AUDIO GAMMA TRADING Ltd.» . — Единственное, что не рекомендуется делать, так это размещать сабвуфер в углах комнаты, то есть направлять его так, чтобы его основная динамическая головка излучала в угол, или сабвуфер был бы зажат каким-то образом между шкафами, другой мебелью — тогда возникнут многочисленные переотражения, и, в общем-то, это может негативно сказаться на общем звуковом поле». Не рекомендуется ставить сабвуфер и ровно в середине комнаты. «Хотя по опыту могу сказать, что часто бывает именно так, — вспоминает Андрей Решетник. — В середине комнаты стоит стойка с аппаратурой, симметрично относительно левой и правой стен, и сабвуфер находится прямо внизу под главной стойкой. В этом ничего особенно плохого нет, но все же лучше сабвуфер устанавливать где-то на расстоянии одной трети от ширины комнаты». Те, кто делится своим опытом на тематических форумах, также уверены, что саб можно ставить куда угодно, но при этом отмечают, что стены должны быть покрыты звукопоглощающим матариалом, только тогда звук будет правильным, т.к. должен быть слышен звук, а не его отражение от стен.

Саб не нужен?

Все вышеприведенные советы многим могут вообще не пригодиться. Зачастую подавляющее большинство клиентов хочет обходиться без сабвуфера. «Некоторые говорят, что его ставить некуда, и спрашивают, можно ли поставить по фронту большие колонки и как-нибудь (надеются, что мы им посоветуем) завести туда басы, — рассказывает Андрей Решетник. — На что есть и теоретический, и практический ответ: крайне нежелательно. Дело в том, что DVD-диски сейчас прописываются через видеоформат 5.1., а басовый канал прописывается отдельной строкой. Получается, что отдельный цифровой поток идет, и в процессоре он превращается в аналоговый сигнал и подается на сабвуфер. Если же сабвуфера не будет, то процессор в ресивере начнет бас подмешивать во все каналы, которые являются большими, и на этом этапе подмешивания будет ухудшаться звучание. Например, у нас стоит маленький центральный канал, левый и правый — большие, а тылы — маленькие. И вот соответственно в левый и правый каналы приходит подмешивание баса». В итоге, по словам Андрея Решетника, пропадает прозрачность звукового материала, который был в левом и правом каналах, в басах тоже появляется ватность. Баса становится больше, но при этом он менее проработанный, чем если бы мы прослушивали левые и правые каналы с сабвуфером. «Здесь потери довольно большие, мы по своему опыту проверяли этот эффект на ресиверах разных ценовых категорий: и за 500 долларов, и за полторы тысячи, и за 4 тысячи долларов. К сожалению, эта дополнительная информация заставляет процессор работать в очень напряженном режиме, что не способствует улучшению качества звука», — говорит Андрей Решетник.

Если же человек и соглашается на установку саба, то хочет приобрести это устройство, либо небольшое по размеру, либо стандартной величины, но при этом поставить его куда-нибудь в другую комнату, чтобы не портило вид помещения для прослушивания.

Итак, нужен сабвуфер, или же нет — дело сугубо личное. То, каким образом вы его установите, — ползая по полу или вызвав специалистов — тоже только ваше дело. Главное, чтобы бас все-таки оставался басом!

Куда поставить сабвуфер в комнате

Отдельная акустическая система, предназначенная только для воспроизведения самых низких частот, входит в любые комплексы звуковой аппаратуры. Это могут быть системы 2.1, 5.1 и 7.1, в которые кроме широкополосных колонок входит сабвуфер.Расположение сабвуфера в комнате зависит от целого ряда факторов. Это количество колонок сателлитов, выходная мощность системы, конфигурация помещения иналичие мебели и мягких покрытий. Каждая полоса звуковых частот распространяется по своим законам, поэтому от правильного расположения акустических колонок зависит вся звуковая картина при прослушивании музыкальных произведений.

  1. Правильное расположение сабвуфера в комнате
  2. Куда ставить сабвуфер
  3. Как можно расположить сабвуфер в комнате

Правильное расположение сабвуфера в комнате

Во всём спектре звуковых волн, воспринимаемым органами слуха человека, низким или басовым частотам отводится особая роль. Средние и высокие частоты имеют чётко выраженное направление, поэтому легко можно определить место источника звуковых колебаний. Низкие частоты, находящиеся в диапазоне 20-200 Гц распространяются от источника звука равномерно во все стороны. Поэтому от расположения сабвуфера в комнате зависит не очень много.Басовые звуковые волны обладают очень мощной энергетикой. Это позволяет им не только огибать препятствия, но и частично «проникать» через кирпичные стены и бетонные перекрытия. Считается, что ставить сабвуфер в комнате можно в любое место, но это не совсем так. Низкие частоты почти не заглушаются мебелью и посторонними предметами, но звуковые волны будут искажены. Кроме того от многократного отражения низких частот от предметов возникнет эффект реверберации, который полностью испортит звуковую картину.

Правильно поставить или расположить сабвуфер в комнате нужно справа или слева от музыкального центра, немного в стороне от фронтальных колонок. Если широкополосные сателлиты можно устанавливать на подставки или вешать на стену, чтобы динамики располагались на уровне головы слушателя, то для басовых акустических систем этого не требуется. Сабвуфер в комнате лучше поставить на пол. Чтобы мощные низкие частоты не вызывали скольжение колонки по гладкому полу, под неё можно подложить плотную ткань или установить на акустику резиновые ножки. Как правильно установить сабвуфер в комнате при сложной конфигурации помещения. Целью правильной расстановки акустических систем является получение полного погружения в звуковую картину. Для домашнего кинотеатра или компьютерных игр, правильное расположение сабвуфера и других колонок позволит полностью почувствовать замысел автора на основании смикшированной на студии звуковой дорожки.

Куда ставить сабвуфер

При размещении сабвуфера в комнате существуют определённые нюансы, которые нужно знать:

  • Самое худшее место для установки сабвуфера – центр комнаты
  • Самая «плохая» форма комнаты – квадрат

Если расположить сабвуфер в центре помещения, то амплитудно-частотная характеристика низкочастотной акустической системы будет самой худшей. Она отличается нелинейностью, большим числом «горбов» и «впадин», что негативно сказывается на качестве звука. При перемещении басовой колонки из центра комнаты к стене, уровень басов и его разборчивость будет возрастать.Максимальная отдача низкочастотной акустической системы будет, когда она установлена в углу комнаты. При этом место для прослушивания звука не должно находиться у стены. Диван или кресло должно быть отодвинуто минимум на 60-70 см.

Установить сабвуфер у стены можно произвольно, но лучше, если между ним и слушателем нет каких-либо предметов, а динамик развёрнут в сторону слушателя. Чтобы определить, куда лучше поставить сабвуфер в комнате можно действовать от противного. Не передвигать тяжёлую акустическую систему с места на место, а поставить её на кресло или диван, то есть в точку прослушивания, а самому, перемещаясь по комнате, найти самое удачное, по звучанию низких частот, место. Затем на это место поставить сабвуфер.

Как можно расположить сабвуфер в комнате

Мощная поддержка широкополосных акустических модулей со стороны низкочастотного канала придаёт звуку глубину, сочность и эффект присутствия, поэтому многие системы звуковоспроизведения оснащены двумя басовыми колонками. Куда лучше поставить сабвуферы в комнате, если их два. По классической схеме оба НЧ блока располагаются по бокам фронтальных колонок. Для установки двух сабвуферов в комнате можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • В углах у передней стены помещения
  • У передней стены на расстоянии 1/3 ширины комнаты
  • В середине фронтальной и тыловой стены

Последний вариант размещения сделать не всегда удаётся, так как в центре фронтальной стены обычно находится стойка со звуковой аппаратурой. Тем не менее, специалисты по акустике предлагают именно эту схему расположения, так как она обеспечивает линейную АЧХ и самое однородное звучание. Установка сабвуферов в комнате должна осуществляться симметрично. Поскольку звук низкой частоты распространяется не направленно, а равномерно во все стороны, некоторые схемы размещения сабвуферов в комнате предполагают их установку симметрично, но не у фронтальной стены, а сзади слушателя. Интересным считается расположение сабвуферов в комнате в углах фронтальной и тыловой стены, но по диагонали. Угловое размещение заметно повысит мощность низкочастотного канала, а некоторые искажения АЧХ будут не слишком заметны.

Самой сложной системой высококачественного воспроизведения звука является комплект, включающий 13 акустических систем. Кроме колонок «Main» и«Center», которые обеспечивают фронтальное звучание в систему входят левый и правый низкочастотные каналы, четыре колонки«Presence», отвечающие за эффект присутствия и две колонки«Surround» или звуковой окружение. В этом комплекте аппаратуры семь колонок размещаются на передней стороне комнаты. Система обеспечивает очень высокое качество воспроизведения звука, но не подходит для помещений с маленькой площадью.

КУДА ПОСТАВИТЬ САБВУФЕР?

Кандидат технических наук Д. МЕРКУЛОВ.

Какой бы современной ни была электронная система записи и воспроизведения звука, сколько бы форматов записи она ни обслуживала, объединенная в одном агрегате, в конце ее, на выходе будет «динамик» — так называли его раньше. И был он сначала один, ну два — для воспроизведения высоких и низких звуковых частот в одной коробке-ящике. С появлением в 1950-х годах стереофонических грампластинок ящиков стало два — отдельно для правого и левого звукового канала. Система записи звука совершенствовалась, и теперь для звукового сопровождения видеокартины и воспроизведения звука высокого качества оказалось мало и пяти звуковых колонок. Менялись конструкция, форма, расположение звуковых колонок в зале.

Инженеры-электронщики кооперировались с физиками — знатоками законов распространения звука. Дифракция, реверберация, интерференция — термины из теории волновых процессов — вошли в инженерную практику конструкторов звуковых систем.

В подавляющем большинстве современные звуковые колонки (ЗК) представляют собой набор из двух-трех электродинамических громкоговорителей, помещенных внутрь корпуса прямоугольной формы шириной 20-30 см. Рассчитаны они суммарно на воспроизведение звуковых колебаний в диапазоне от 18 до 20 000 Гц, с длинами волн λ соответственно от 1833 до 1,65 см. Длины волн определены здесь по известной из начального курса физики формуле

где 33 000 — скорость распространения звуковых колебаний в воздушной среде в см/с; F — частота колебаний в Гц. По этой же формуле определяется и частота колебаний, если известна длина волны:

Легко подсчитать, что популярной ныне ширине 20-30 см передней панели бокса акустической колонки, излучающей звуковое колебание аналогичной длины волны, соответствует значение частоты F, равное 1650 — 1100 Гц. Дифракция проявляет себя на частотах исходящих звуковых колебаний меньших 1650-1100 Гц. На более высоких частотах и соответственно длинах волн меньше 20-30 см имеет место отражение звуковых волн от передней панели излучателя (см. рис.). Важным параметром, характеризующим ЗК, является диаграмма направленности. При узкой диаграмме непосредственно в сторону слушателя направляется больше звуковых сигналов акустического излучателя и звуковые образы проявляются более отчетливо. Дифракция не способствует улучшению диаграммы направленности. Чем больше дифракция, тем хуже диаграмма и качество звука. Дифракция влияет на качество звуковой картины. Так, слушатель, сидящий за колонной в концертном зале, возможно, будет хорошо слышать лишь контрабас и барабан.

Уменьшить дифракцию можно, правильно расположив в помещении напольные акустические излучатели: чем ближе к стене, тем меньше дифракция. Звуки высокой частоты направляются прямо к слушателю, а низкие тона еще и отражаются от стены. При установке полноразмерных колонок вплотную к стенам дифракция заметно нейтрализуется, слышимость низких тонов — наиболее впечатляюща. Дифракция невелика и у малоформатных полочных и миниатюрных стереоколонок, обычно устанавливаемых вблизи стен или развешиваемых на них. Полное отсутствие дифракции наблюдается при монтаже наборов динамических головок в углублениях стен (см. «Наука и жизнь» № 12, 2003 г.).

В конце 1960-х годов монополия на колонки с широкой передней панелью была нарушена появлением кассетных магнитол и музыкальных центров. Несколько позже, всего 25 лет назад, появился «вокмэн» (по англ. Walkman) — персональный стереофонический плеер. Как и магнитолы, новый плеер пришелся по душе любителям слушания музыки «на ходу». Благодаря достижениям микроэлектроники и «цифровизации» аппаратуры современные «вокмэны» по качеству воспроизведения звука популярной музыки вполне удовлетворяют миллионы любителей.

В свое время много лет подряд кино называли «великим немым». Звукозапись по аналогии можно было бы назвать «великим слепым». «Прозрение» ее наступило в 1970-х годах с появлением кассетного видеомагнитофона, а затем и DVD-проигрывателя. Повсеместно начали распространяться акустические системы домашнего кинотеатра (ДКТ). По прошествии непродолжительного времени эмпирически было установлено, что зрителя в ДКТ в меньшей степени интересует локализация звуковых образов, в большей — акустические эффекты. Выяснилось также, что круговая дислокация группы обычных колонок из пяти штук недостаточно справляется с организацией звукового поля, включающего разговор персонажей, музыку и шумовые эффекты. Совокупность обстоятельств позволила разработчикам пойти по пути уменьшения определенности в звуковой картине ДКТ. Звуковые колонки превратились в узкие прямостоящие (высотой 1,2-1,5 м) стойки с громкоговорителями малого диаметра наверху, а «ящики» отказались от отражательной доски (передней панели) в ряде моделей (см. «Наука и жизнь» № 12, 2003 г.). Указанные приемы модернизации окружающего звукового поля в ДКТ позволили расширить частотный диапазон дифракции, подвинуть ее в область верхних частот. Для качественного воспроизведения низких частот выделили из общей группы сабвуфер. В последние годы, в связи с заметным увеличением спроса, большинство зарубежных фирм и компаний — производителей акустики специализируются в основном на серийном выпуске аппаратуры «киношного» направления.

Статистика свидетельствует: новое поколение слушает музыку «в пути» или «в кино». При всем этом приверженцев Hi-Fi музыкального театра на дому осталось еще достаточно много. За неимением иных в этом театре для музыкальных программ могут быть применены колонки ДКТ с дифракционно «выпяченным» полем низких частот, но для ДМТ более подходят апробированные десятилетиями стереофонические пары звуковых колонок прямоугольной формы с дифракцией, не выходящей за границы частот 800-1500 Гц.

Как и в реальном концертном зале, в домашних условиях исполнителям произведений искусства положено находиться перед слушателем. Этому условию вполне удовлетворяют две звуковые колонки (левая и правая), установленные на определенном расстоянии от слушателя и одна от другой, и центральный громкоговоритель. Особенно при использовании DVD-Video и приеме телевизионных программ со стереозвуком. При этом приобретать дополнительную электродинамическую головку совсем не обязательно. Ее может заменить всегда находящийся под рукой громкоговоритель телевизора, как раз и располагающийся посередине между основными (левой и правой) звуковыми колонками.

Если для театра выбраны малогабаритные полочные звуковые колонки, то для компенсации недостаточности их в области низких частот надо применить сабвуфер (желательно без фазоинвертора) с регулируемым уровнем громкости. Сабвуфера достаточно одного, и размещать его можно произвольно, поскольку ухо не локализует источники звукового излучения на его рабочих частотах (и даже на более высоких в диапазоне до 200-250 Гц), но правильнее будет поставить его поближе к слушателю.

По материалам иностранной печати.

Иллюстрация » Оптимальный выбор места для размещения малогабаритной двухполосной колонки.».
Оптимальный выбор места для размещения малогабаритной двухполосной колонки. Американская фирма BOSE с миллиардным (в долларах) годовым оборотом десятки лет специализируется на выпуске миниатюрной акустики, пригодной как для музыкальной стереофонии, так и для просмотра кинофильмов. Внизу: так формируется звуковое поле в помещении.

Иллюстрация » Расположение громкоговорителей на передней панели, называемое «д’Апполито» (по фамилии автора — американца J.d’Appolito).».
Расположение громкоговорителей на передней панели, называемое «д’Апполито» (по фамилии автора — американца J.d’Appolito); предложено для маскировки высокочастотного громкогово рителя двумя низкочастотными, по причине дифракции обычно имеющими несколько пониженную громкость звучания.

Иллюстрация » Одна из лучших когда-либо выпускавшихся рупорных стереоколонок американской компании KLIPSCH — модель Heresy-2 без фазоинвертора.».
Одна из лучших когда-либо выпускавшихся рупорных стереоколонок американской компании KLIPSCH — модель Heresy-2 без фазоинвертора; подходит больше для воспроизведения музыкальных программ; чувствительность — 97 дБ/Вт/м, номинальный импеданс — 8 Ом; габариты 40 (ширина) x 54 (высота) x 34 (глубина) см.

Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра

Контакты

Телефон: 8 (800) 444 24 28

Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК

По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru

При трудностях с заказом: help@bose.ru

Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2

Что выбрать сначала: коня или седло? Сегодня вопрос более актуален в формулировке: выбирать домашний кинотеатр под комнату или комнату под домашний кинотеатр?

Если есть деньги и время, почему бы и не выделить отдельное помещение, желательно метражом в 30–80 кв. м с планировкой, учитывающей особенности конкретной акустической системы. Установка и стоимость оборудования в таком случае обойдется не дороже 10 000 долларов. Но это неидеальный вариант. А вот в идеале метраж комнаты составляет 100 кв.м — для ценителей кино, которые могут себе позволить личный кинотеатр в своем дворце.

Но я не из таких, и поэтому расскажу, как правильно расставить домашний кинотеатр в обычной российской квартире.

Типы акустических колонок

Для начала определим, какими вообще бывают колонки и какая модель лучше всех впишется в вашу жилплощадь.

Как правило, зайдя в магазин, покупатель видит акустику с некими цифрами, например, 2.0, 2.1 или 5.1. Что означает эта загадочная символика? На самом деле все просто — первая цифра — это количество колонок, а вторая — сабвуферов. Если с колонками в принципе все ясно, то что такое сабвуфер, думаю, надо объяснить. Итак, сабвуфер — это необязательная дополнительная колонка к стереосистеме, которая отвечает за низкие частоты. Можно обойтись и без нее, но если вам нужны насыщенные басы и глубокий звук, адреналин от игры и полное погружение в атмосферу кино, именно сабвуфер сделает из вашей комнаты кинотеатр.

А теперь расскажу поподробнее вот об этом обо всем:

  • Стереосистема 2.0 — подходящий вариант, если вы собрались только слушать музыку. Но если модель хорошего качества, с ней будут «съедобны» и фильмы, и игры.
  • Стереосистема 2.1 — то же самое, только с сабвуфером. Но не стоит выбирать подобную модель, руководствуясь только его наличием: в бюджетных версиях низкий бас может скорее испортить качество звука, чем сделать его насыщеннее.
  • Многокомпонентная система 5.1 — дает чистый профессиональный звук, например, Bose Lifestyle 550. Но с ней могут возникнуть сложности в небольшом пространстве, так что если вы собственник обычной хрущевки, присмотритесь лучше к стереосистеме. Несмотря на это, система 5.1 сейчас очень популярна и некоторые компании предлагают разработать проект с домашним кинотеатром, а также установят и правильно откалибруют звук под комнату.

Стоит учитывать, что стереосистемы 2.0 и 2.1 изначально компьютерные колонки, а к многокомпонентным системам также относятся и саундбар, сабвуфер и тыловые колонки, которые гораздо проще в использовании, чем целый домашний кинотеатр. Помимо количества колонок и сабвуфера домашний кинотеатр имеет еще ряд тонкостей и секретов по расположению. Если со стереосистемами 2.0 еще легко разобраться, то многокомпонентные системы способны свести с ума простого любителя-гуманитария.

Из чего состоит домашний кинотеатр? Компоненты и их назначение

Каждая колонка имеет свои функции в стереосистеме, а значит, и свое законное место. Выше мы рассмотрели сколько колонок бывает в разных системах, а теперь разберемся для чего нужна каждая из них.

  • Фронтальные колонки. Дают основной звук и влияют на его качество. На них лучше не экономить. Если бюджет не позволяет сразу купить полноценный домашний кинотеатр, то начать лучше именно с них. Напольные фронтальные колонки могут работать как в стереосистеме, так и независимо от нее.
  • Центральные колонки. Располагаются ближе к телевизору: по бокам, внизу, вверху и являются центральным каналом. В фильмах ответственны за голос и объемный звук.
  • Тыловые колонки.Располагаются над головой зрителя по бокам или за спиной. Создают ощущение окружения звуком. В отличие от центральной или фронтальной колонки, допускают разворот динамика к стене.
  • Сабвуфер. Обязателен, если цель покупки — создать домашний кинотеатр. Поможет улучшить звук, если вы все-таки сэкономили на фронтальных колонках.
  • Сателлит. Небольшая колоночка, применяется в паре с сабвуфером для воспроизведения среднего и высокочастотного диапазонов.

Домашний кинотеатр может иметь несколько видов из перечисленных колонок, а вот оснащать свой киноманский уголок всеми устройствами просто нет смысла, поскольку некоторые колонки являются альтернативой более дорогим.

Как располагать колонки стереосистем

Помимо самой техники, большое значение имеет метраж и планировка помещения. Я собрал самые популярные варианты расстановки аппаратуры, но это лишь общие рекомендации, которые стоит выполнять с учетом реального положения вещей: технических характеристик стереосистем, расположения мебели, материала стен и общей слышимости в квартире.

Напольные фронтальные колонки

Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей сидящего человека. Да, для этого придется постараться, но результат стоит любых усилий. Динамики левой и правой колонки немного разверните к телевизору, так звук будет более объемным, направленным в сторону зрителя. Чем ближе к стене вы расположите колонки, тем насыщеннее выйдет бас — эта рекомендация уже на любителя, оптимальное расстояние вычисляется экспериментально.

Центральная колонка

Как уже говорилось, ее устанавливают по центру, снизу или сверху телевизора. Но есть одна хитрость: если наклонить динамик до уровня ушей сидящего человека, звук будет более насыщенным.

Тыловые колонки

Важно соблюсти расстояние от стен, не накрывать и не разворачивать динамики к стене или к мебели — так звук будет отражаться под совершенно непредсказуемым углом, что точно не добавит качества. Лучше всего чтобы динамики были чуть развернуты к друг другу и находились на специальных подставках или настенных креплениях.

Сабвуфер

Поскольку эта колонка лишь дополняет стереосистему, то ее располагают интуитивно, как больше нравится владельцу. Здесь могу поделиться парой наблюдений: чем ближе к стене поставить сабвуфер, тем более низкие частоты воспроизводятся. Если поставить в угол, будет самый яркий бас, поскольку стен, в этом случае, целых две.

Если вы хотите дополнить свою систему вторым сабвуфером, который восполняет пробелы в низких частотах, где звук по каким-либо причинам слабый, то есть два варианта: либо поставить оба сабвуфера в передней части комнаты, по бокам от фронтальных колонок, либо расположить один сабвуфер за местом зрителя, а другой у телевизора.

Многокомпонентные системы

Там, где вариацийкак расставить акустику в комнате становится уже много, можно просто расставлять колонки по бокам: фронтальные справа и слева от телевизора, за ними сабвуфер. И также по бокам от места зрителя расположить тыловые колонки, второй сабвуфер, если он есть. Или вместе с тыловыми колонками расположить оба сабвуфера. Для стереозвучания динамики лучше развернуть в сторону зрителя на 22–30 градусов.

Особенности расположения в нестандартной планировке

Как расположить акустику в привычной прямоугольной комнате вроде бы понятно. Но что делать, если в распоряжение любителя кино досталась квадратная, или L- образная, или вовсе студия? В этом случае некоторые из рекомендаций будут неприменимы. Что же тогда делать?

Квартира-студия

Для лучшего эффекта отодвиньте диван от стены, насколько позволяет площадь помещения. Тыловые колонки в маленькой квартире будет не очень удобно располагать на подставках, так что можно сэкономить драгоценное место и разместить их на настенных креплениях. Динамики развернуть на зрителя и чуть наклонить вниз.

Если с пространством совсем грустно, можно обойтись без тыловых колонок, но взять систему не 2.1, а 3.1. Таким образом, объемный звук получится за счет дополнительной колонки и сабвуфера.

Само собой, после установки необходимо откалибровать звук. У техники Bose с этим справится приложение Bose Connect, оно предельно понятное и дружелюбное. Вам останется лишь следовать подсказкам.

L- образная комната

Одна из самых сложных планировок, когда даже покупка дивана оборачивается сложными инженерными расчетами. Что и говорить про акустику, ведь стен получается не четыре, а целых шесть!

Как и в студии, первое что рекомендуется сделать — это отодвинуть диван от стены. Кстати, L — образное расположение предполагает выступ — вот в него проще всего и разместить зрительское место.

За диваном можно расположить тыловые колонки, или, если место не позволяет, закрепить их на стене, повернув динамики по уже известной схеме.

По длинной стороне комнаты напротив дивана, расположите телевизор с сабвуфером,

центральной и фронтальными колонками. Таким образом, комната мысленно превращается в квадратную, а оставшаяся часть отводится под личные нужды жильца.

Телевизор в углу

Компактный вариант размещения, но не слишком удобный. Так система 5.1 будет выглядеть несколько странно, а добиться от нее заявленного качества крайне трудно.

В этом случае подойдут стереосистемы 2.0, 2.1 или 3.1 — напомню, первая цифра обозначает число колонок, то есть, это стереосистема с тремя колонками и одним сабвуфером. Такие модели хороши тем, что вовсе необязательно покупать сразу всю систему целиком. Например, можно начать с приобретения саундбара, а со временем докупить сабвуфер и тыловые колонки.

Поскольку телевизор и фронтальные колонки находятся в углу, звук будет раскрываться довольно неплохо. Главное следить чтобы динамики не были развернуты в стену.

Рядом с одной из фронтальных колонок можно разместить сабвуфер, а вот с тыловыми колонками возникнет проблема — при креплении на стену будет удобно только, если место зрителя, как и телевизор, находится в углу. При боковом расположении дивана настроить «задний» звук становится если не невозможно, то крайне трудно. Задачу усложняет еще и негласное правило: разворот тыловых колонок должен быть не менее 110 градусов.

Поэтому если есть возможность, лучше не размещать домашний кинотеатр в углу, а посмотреть классические варианты расположения.

Правила эксплуатации и безопасность

Чтобы домашний кинотеатр радовал долго, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Не ставить технику рядом с отопительными приборами, избегать ее перегрева. Это относится и к вентиляции — нельзя ничего ставить на колонку или накрывать ее.
  • Несмотря на защиту от влаги, которой оснащена вся аппаратура фирмы Bose, не рекомендуется протирать технику мокрой тканью. Лучше всего удалять пыль сухой салфеткой.
  • Вся акустическая система должна находиться не менее чем в 1 см от стены, независимо от звуковых предпочтений пользователя — ближе ставить нельзя.
  • Техника должна быть установлена на ровной поверхности, однако, во время работы возможны небольшие вибрации.

Само собой, дорогостоящую технику следует беречь от детей и домашних животных и размещать в комнате с хорошей шумоизоляцией — ваших соседей может не так сильно обрадовать подобная покупка, как вас.

Надеюсь, после моей статьи станет немного проще выбрать домашний кинотеатр и расположить его комнате с любой планировкой.

Марк Авершин, приглашенный эксперт

Как правильно установить сабвуфер в комнате

Ползание за басами — советы по установке сабвуфера в комнате

Возможно, одна из самых сложных задач при размещении вашей акустической системы, будь то 2-канальная или многоканальная система объемного звучания, — это найти лучшее место для вашего сабвуфера. Это не только вопрос выбора, в каком месте он будет звучать лучше всего, но также вопрос эргономики, эстетики и решения проблемы ограниченного пространства в комнате для прослушивания.

Наш совет в этом вопросе прост, но полезен. Мы рекомендуем выполнить следующую процедуру указанную ниже, когда никого нет дома или, по крайней мере, никто не станет свидетелем того, что вы делаете, поскольку это потенциально может привести к тому, что окружающие начнут сомневаться в вашей адекватности.

Вы можете использовать эту технику даже для размещения нескольких сабвуферов в вашей комнате, повторяя ее для каждого сабвуфера, который вы добавляете в свою систему. Когда оптимальная точка размещения сабвуфера будет найдена, вероятно, вам все же потребуется тонкая настройка параметров сабвуфера, чтобы оптимизировать звук под различный аудио материал.

Поиск идеальной точки установки домашнего сабвуфера

  • Подключите выход «Sub Out» AV-ресивера / процессорапредусилителя с помощью Y-образного сабвуферного кабеля RCA к входам «L» и «R» сабвуфера. Примечание. Если иное не указано производителем, обязательно используйте оба входа сабвуфера, так как многие сабвуферы суммируют входы «L» + «R», чтобы получить усиление на 6 дБ от входного напряжения ресивера.

Подключите выход «Sub Out» ресивера с помощью Y-образного или обычного сабвуферного кабеля к входам сабвуфера.

  • Установите сабвуфер в вашем любимом месте для сидения в комнате прослушивания. (Обычно на диване, стуле или кресле-мешке). Можно поставить сабвуфер на стол за диваном или креслом.
  • Включите компакт-диск с тяжелыми басами или DVD с множеством низкочастотных эффектов которые вам хорошо знакомы и увеличьте громкость, так чтобы сабвуфер было отчетливо слышно.
  • Теперь встаньте на четвереньки и отдайте дань уважения вашему сабвуферу (шутка). Серьезно, для следующей части этой настройки приготовьтесь немного поползать (это та часть, которая может показаться странной, но все это того стоит!)
  • Ползайте на четвереньках по комнате в каждом направлении — от стены к стене, вдоль стен, от угла, в сторону угла и так далее и прислушайтесь, где сабвуфер будет звучать лучше всего (т.е. прислушивайтесь к глубине, громкости, плотности и четкости баса) Отметьте это место, затем переместите сабвуфер в эту точку, либо установите сабвуфер как можно ближе к этому месту. Это гарантирует, что вы выбрали лучшее место в комнате.

Прислушайтесь, где сабвуфер будет звучать лучше всего

  • Если вы используете два сабвуфера, отметьте два места и поместите сабвуферы в эти две точки.
  • Теперь встаньте с колен и откалибруйте свою систему.

Примечание: Причина, по которой вы должны ползать, заключается в том, что стоя (в зависимости от вашего роста) вы будете находиться примерно в 1,5 метрах от продольной оси сабвуфера и, таким образом, ваше восприятие звучания будет неточным, а значит местоположение сабвуфера которое вы выберете, окажется не оптимальным.

Установите сабвуфер в вашем любимом месте для сидения

Настройка регуляторов сабвуфера:

  • A. Отрегулируйте срез кроссовера на сабвуфере для оптимального сочетания с основными колонками.
  • B. Отрегулируйте мощность сабвуфера для общего тонального баланса вашей системы.
  • Повторяйте A + B, пока не будете удовлетворены.

Отрегулируйте срез кроссовера и мощность сабвуфера

Этих советов вполне достаточно для тех, кто впервые интегрирует сабвуфер в свою аудио систему. Для продвинутых пользователей ниже представлено более подробное руководство по установке и настройке сабвуфера.

Рекомендации по расположению сабвуфера в комнате

Мы прекрасно понимаем, что нет идеальной комнаты (даже комнаты с асимметричными размерами неидеальны) наша задача состоит в том, чтобы помочь вам совместить размещение сабвуфера и мебели.

Рекомендации по получению хорошего баса от сабвуфера обычно начинаются с предложения поместить сабвуфер в углу. И это правда: установка сабвуфера в углу одинаково активизирует все резонансы комнаты и усиливает звучание сабвуфера, плюс ко всему сабвуфер стоящий в углу не мешается под ногами. Однако, чтобы услышать всю басовую энергию сабвуфера установленного в углу вашей комнаты, вам придется сесть в угол по диагонали напротив сабвуфера!

Мы прекрасно понимаем, что нет идеальной комнаты (даже комнаты с асимметричными размерами неидеальны) наша задача состоит в том, чтобы помочь вам совместить размещение сабвуфера и мебели для равномерного распределения глубоких басовых частот по всей комнате, чтобы каждый из присутствующих услышал мощные басовые частоты, которые имеют важнейшее значение в домашнем кинотеатре и музыке.

Как вы могли догадаться, сабвуфер и ваша конкретная комната работают вместе. Важно не только расположение сабвуфера: не менее важно то, где вы разместите диван и стулья.

Ниже приведены некоторые основы расположения сабвуфера в комнате:

  • Худшее место для сабвуфера — середина комнаты.
  • Самая сложная форма комнаты — квадратная, поэтому, если у вас есть возможность выбрать, какую комнату вы будете использовать для домашнего кинотеатра, или вы строите новый дом и назначаете пространство для домашнего кинозала, избегайте комнат с одинаковыми размерами стен.
  • По мере того, как вы приближаете сабвуфер к стене, звук сабвуфера становится сильнее.
  • Уровень низких частот будет максимальным, если вы загоните сабвуфер в угол.
  • Чем ближе вы сидите к стене, тем большее давление будет воспринимать ваше ухо и тем выше будет интенсивность низких частот, но они могут стать неравномерными — попеременно гулкими или анемичными при вашем перемещении в любом направлении.
  • Регулировка расстояния дивана или стульев относительно стен и / или сабвуфера относительно угла комнаты, почти всегда помогает сгладить глубокие басы, слышимые в нескольких местах в вашей комнате для прослушивания.
  • Добавление второго сабвуфера не решит проблему стоячих волн или неравномерного баса, но приведет к тому, что большее количество слушателей будет слышать более ровный общий бас в большем количестве мест. Попробуйте разместить второй сабвуфер рядом со стеной напротив первого сабвуфера.
  • Избегайте помещений с бетонными полами и стенами, добавьте фальшстены из гипсокартона, чтобы усилить абсорбцию. Комнаты, в которых изгибается стеновая панель, лучше поглощают звук и создают меньше проблем с «басовым ударом».

Техническая часть

Все сабвуферы создают акустическое давление, и именно на это реагирует ваше ухо. Единственное место, где вы будете слышать басы, воспроизводимые исключительно вашим сабвуфером, — это на улице (или в безэховой камере). Но как только вы помещаете сабвуфер в комнату, звуковые волны отражаются взад и вперед между параллельными поверхностями комнаты, некоторые из них объединяются или «складываются», что усиливает эти звуки, а другие подавляют «гасят» друг друга, в итоге амплитуда результирующего колебания становится равной нулю. Если вы сидите в нулевой точке, вы вообще не услышите глубоких басов. И наоборот, если ваше кресло находится в пике стоячих волн, вы, скорее всего, услышите гулкий однотонный преобладающий бас. Иногда, вы можете просто сдвинуться на полметра от нулевой точки и глубокий бас «волшебным образом» снова появится.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector