Сколько штраф за перегруз грузового автомобиля?

Прочее
Штраф за перегруз: перевозчиков ждут новые санкции В Министерстве Транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно

Штраф за перегруз: перевозчиков ждут новые санкции

В Министерстве Транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно ужесточаются. В предложении есть плюсы для перевозчиков, однако минусов — не меньше.

Вкратце о сути инициативы. Во-первых, за перегруз транспортного средства теперь придется отвечать грузовладельцу, который ранее оставался безнаказанным. А во-вторых, крупные штрафы (до 500 тыс. руб.!) будут грозить не только юридическим, но и физическим лицам, которые раньше в основном отделывались легким испугом (небольшим штрафом). А теперь разберемся подробнее, к чему внедрение этой идеи приведет.

Начнем с того, что это не первая мера на тему сбора средств с участников рынка за порчу дорог. С ноября c владельцев грузовиков массой выше 12 т будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам — 3,7 руб. за 1 км. Собранные средства, порядка 50 млрд руб. ежегодно, как обещано, пойдут в дорожный фонд. При этом «Росавтодор» рассматривает возможность подобного же сбора с тяжелых грузовиков и автомобилей массой свыше 3,5 т с ноября нынешнего года. Как задумка на перспективу обсуждается предложение обложить подобным образом и проезд по региональным трассам.

И чиновники, и многие перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке «Росавтодора», ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Павел Ручьев приводил данные о том, что 28% федеральных автодорог работают в условиях перегрузки. По его данным, с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.

«Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину, а перевозчики, боясь потерять контракт, идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт», — комментирует директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.

По оценке главы Уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, перевес на большегрузных (негабаритных и тяжеловесных) автопоездах, созданный грузовладельцем, может достигать 2,4 и даже 5 т при общем грузе массой 70 т. Так что проблема действительно актуальна.

«Чаще всего такие случаи встречаются в перевозке стройматериалов, песка, щебня, товаров, расфасованных в мешки, а также пива, арбузов и картофеля», — свидетельствует Александр Дьяконов. В транспортной компании РАТЭК упоминают наряду с сыпучими грузами автозапчасти и металлопрокат. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов — не хочется отпускать полупустую машину.

По словам независимого эксперта в сфере логистики Александра Трахтенберга, среди самих транспортников чаще всего идут на риск, соглашаясь на серьезный перегруз, индивидуальные предприниматели и небольшие компании.

Кто виноват, тот и платит

Для транспортных компаний наказание за превышение нагрузки на ось существует уже сейчас. Компанию-перевозчика при нарушении ожидает штраф в сумме до 500 тыс. руб.

А вот грузовладелец не нес никакого наказания и зачастую специально дезинформировал о весе груза. И только когда автомобиль попадал на весовой контроль, грузоперевозчик узнавал о перегрузе и, соответственно, получал наказание.

За все отдуваются транспортники, причем санкционная система довольно громоздкая. Штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража, причем оплатить его надо на месте под угрозой штрафстоянки, рассказывает начальник автоколонны в логистической компании «Веста» Светлана Быкова.

В случае поддержки предложения Минтранса и владельцу груза придется отвечать за «излишки». Придется законопослушно взвесить свой груз, опломбировать грузовик и выдать водителю машины сертификат о проведенном взвешивании. Для транспортных предприятий нововведение скорее в плюс: пока что перевозчик не имеет рычагов влияния при погрузке.

«Уравнивание ответственностей грузоотправителя и перевозчика даст возможность дисциплинировать обе стороны», — считает исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин. А Александр Дьяконов из FM Fresh указывает, что транспортным компаниям такое новшество даже будет выгодно, если, конечно, грузовладелец будет исправно платить за рейсы и при этом не превышать нормативы нагрузки.

Однако, как говорится, возможны варианты. Если грузовладельцы продолжат превышать нормативы, перевозчикам придется заложить штрафы в тарифы, рассуждает эксперт. Что не может не отразиться на ценах товаров, которые, как известно, и так растут.

«Не все виды грузов, например строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков», — добавляет Юрий Зорин. Придется закладывать в тарифы и процесс получения спецразрешений.

Вторая новелла, предлагаемая Минтрансом, вызывает больше нареканий. Напомним, предлагается уравнять штрафы для юридических и физических лиц. Сейчас последние в случае нарушения платят скромную сумму всего в пару тысяч рублей. Так что распространилась практика: юрлица сдают свои автомобили в лизинг физлицам и в случае штрафа отделываются очень скромными суммами. Теперь же это не пройдет — санкции вырастут вплоть до 500 тыс. руб.

Сдача автопарка в аренду с целью уклонения от больших штрафов прекратится, прогнозируют перевозчики.

В небольших компаниях, правда, опасаются, что штрафы окажутся неподъемными, что приведет к массовому закрытию (точнее, станет дополнительным стимулом для него). Как бы то ни было, речь опять же о росте тарифов и за ними цен на товары, говорят участники рынка.

Дополнительным фактором для вышеозначенных негативных процессов стало то, что формула расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок, была скорректирована, причем не в пользу перевозчиков. Благодаря изменениям в Правилах перевозки грузов допустимые нагрузки были уменьшены.

Эти и другие изменения законодательства делают использование тяжелых фур менее выгодным — интерес к самосвальной технике с меньшим собственным весом вырос уже сейчас, свидетельствуют в ООО МЗ «Тонар».

Весы для грузовиков

Прежде чем усложнять систему санкций за перегруз, надо наладить систему автоматизированного весового контроля, считают участники рынка. Впрочем, пилотные проекты на эту тему уже работают. Например, в Татарстане. Здесь, как докладывал замминистра транспорта республики Анатолий Геллер, проводится эксперимент по оснащению осей транспортных средств датчиками нагрузки с привязкой к навигационному оборудованию. «Ведь фактически не более 10% транспортных средств имеют нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось. А остальные 90% вынуждены простаивать на весах и ждать своей очереди», — объясняет эффективность такого нововведения чиновник.

В «Ространснадзоре» намерены в перспективе наладить всероссийскую систему «отлова» перегруженных автомобилей, о чем прессе сообщил замглавы службы Асланбек Ахохов. Согласно пояснениям чиновника, машины сначала будут проезжать через вмонтированные в дорогу весы. В случае обнаружения перегруза авто отправят на стационарный пункт взвешивания для проверки корректности данных. И только после этого будут выписывать штрафы. Все данные с постов весового контроля будут поступать в «Ространснадзор» и «Росавтодор».

Надо ли добавлять, что такая общероссийская система обещает влететь налогоплательщикам в копеечку?

Комментарии участников рынка

Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино моторс сэйлс»:

Введение штрафов для грузоотправителя и увеличение их для физлиц (до 500 тыс. руб.) приведет к тому, что перевозчики заложат соизмеримые риски в цену своих услуг, а грузоотправители — в цену товаров. Однако и соблюдение правил загрузки (правильное распределение грузов), скорее всего, увеличит конечный ценник. С другой стороны, не все виды грузов, например, строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков. Кроме того, здесь встает вопрос о сроках получения спецразрешения и требуемых сроках доставки.

Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh:

Сейчас, если при взвешивании автомобиля установлено, что вес превышает разрешенный законодательством норматив хотя бы на 500 кг, водитель должен заплатить штраф. У водителя не всегда с собой есть необходимые деньги. Поэтому он связывается со своим руководителем, но оперативно отправить деньги, как правило, не удается. И автомобиль помещается на штрафную стоянку.

Возможно, стоило бы организовать процесс следующим образом: создать пункты автоматизированного весового контроля, оборудованные камерами видеофиксации по типу контроля скоростного режима. Если весы фиксируют нарушение, то видеокамера считывает государственный номер автомобиля и отправляет в единый центр для оформления штрафа с последующей отправкой почтой владельцу автомобиля. Это позволит сделать процедуру максимально прозрачной.

Сергей Карчевский, заместитель начальника управления сбыта по региональным продажам ООО М3 «Тонар»:

Практика показывает, что в последнее время вырос интерес к самосвальной технике с меньшей собственной массой. Этому способствовали, в том числе, последние изменения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления №12), согласно которым допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств (ТС) были уменьшены.

Считаю, что постановление №12 более прогрессивно в плане сохранения дорожного покрытия. Ведь на сохранность дорожного полотна в первую очередь влияет осевая нагрузка, а не полная масса ТС. Не случайно в Европе большим спросом пользуются многоосные ТС.

Можно прогнозировать, что спрос на прицепную технику с облегченным весом и большим количеством осей должен возрасти. А так называемые «монстры» постепенно уйдут в прошлое.

Иван Хворов, менеджер по продажам ЗАО «Алкоа СМЗ»:

Уменьшение суммы допустимых осевых масс, узаконенное Постановлением Правительства РФ №12 от 09.01.2014, существенно сокращает полезную нагрузку грузовика. Учитывая, что прибыльность бизнеса перевозок всегда была низкой, уменьшение полезной нагрузки, разумеется, должно обратить внимание транспортников на вопрос снижения собственного веса сцепки. Этого можно достичь разными способами. Например, выбором меньшей кабины при заказе тягача или легкого дополнительного оборудования (компрессоры, ящики и пр.), а можно и заменой стальных элементов алюминиевыми.

Отмечу, что некоторые компании (в том числе и Alcoa) предлагают онлайн-калькуляторы возврата инвестиций в облегчение массы сцепки. Когда перевозчик видит, за сколько окупятся деньги, вложенные в замену стальных дисков алюминиевыми, например, ему проще принять решение и планировать инвестиции. Только при замене стальных дисков алюминиевыми на 5-осной сцепке экономия массы составит 260–275 кг в зависимости от типоразмеров дисков.

Светлана Быкова, логистическая компания «Веста», начальник автоколонны:

Думаю, если такой закон примут, он будет дисциплинировать грузоотправителя. Сейчас за все отвечает водитель — он должен следить и за погрузкой, и за распределением массы по осям. «Проспал» — значит виноват. Причем штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража от границы области до пункта контроля. И оплачивать его водитель должен сразу на месте, а у него не всегда есть с собой необходимые денежные средства. Если оплаты нет, то автомобиль помещается на штрафстоянку.

Добавлю, что у нас в парке многие автомобили оборудованы системой определения нагрузки на ось, позволяющей с достаточно высокой степенью достоверности определить массу перевозимого груза и правильность его размещения.

Чем грозит перегруз легкового и грузового автомобиля?

Перегруз автомобилей – одно из основных проблем разрушения дорожного покрытия, с которым власти пытаются бороться все активнее. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и штраф за перегруз, которые могут выписать вам за превышение в весе в 2021 году.

Перегрузку автомобиля называют осевой нагрузкой – нагрузку массы автомобиля, которая передается на дорожное полотно колесами каждой оси.

Масса автомобиля (как полная, так и снаряженная) рассчитывается следующим соотношением: нагрузка на заднюю ось + нагрузка на переднюю ось. Зачастую, на заднюю ось припадает большая часть нагрузки, нежели на переднюю из-за того. Что грузовой отсек автомобиля находится сзади, а на переднюю часть идет в основном нагрузка от силового агрегата и кабины.

На некоторых участках трасс, и практически перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который указывает на ограничение веса транспортных средств, которые могут проезжать по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает указанную на запрещающем знаке, водитель обязан проехать участок дороги иным путем, где допустимый вес больше нагрузки на ось автомобиля. Игнорирование знаков облагается штрафом согласно статье 12.21.1, 5 части КоАП.

«Игнорирование требований, указанных на запрещающих знаках 3.12 и проезд легкового или грузового автомобиля у которого нагрузка на любую ось или общая фактическая масса превышает указанный вес и не имеется разрешение на перегруз, позволяющее совершить проезд, на водителя накладывается штраф – 2-2,5 тысячи рублей».

Установленные пределы допустимых нагрузок на оси двухосных автомобиле можно увидеть в таблице:

В группу «А» входят автомобили, разрешенные для эксплуатации по дорогам 1-3 категорий. Для группы «Б» разрешена эксплуатация на дорогах любых категорий.

Опасность перегруза грузового автомобиля

Многие задаются вопросом, чем грозит перегруз автомобиля, что за ним так внимательно следят на контрольных пунктах. Несколько факторов, которые считаются опасными с точки зрения ПДД:

  • Разбивание дорог
  • Вероятность аварийных ситуаций при езде на мостах и старых конструкциях
  • Удлинение тормозного пути, что может привести к аварии

Отметим, тормозной путь удлиняется инерцией груза и создает большую вероятность для заноса автомобиля, что неизбежно в дождливую погоду и гололед. А если груз плохо прикреплен и «ходит» по багажнику, очень сильно увеличивается опасность опрокидывания автомобиля и как следствие – ДТП.

Ответственность за перегруженный автомобиль несет водитель.

КП проверки веса

Контрольные пункты устанавливаются, чтобы проверить массу автомобиля, приходящаяся на каждую ось авто. В случае превышения веса, на водителя накладывается штраф по части 3, статьи 12.21.1:

«Транспортировка грузов большой массы, превышающей максимально допустимую нагрузку на ось, указанную в разрешении влечет наложение штрафа — 1500—2000 рублей на обычных работников, 10000-15000 на должностных лиц и 250000-400000 на юрлиц».

Допустимый перегруз грузового автомобиля, согласно данной статье составляет не более 5%.

Чтобы свободно ездить с крупногабаритным товаром, нужно получить спецразрешение, которое выдается на специализированных интернет-сервисах или самим грузоотправителем. Проезд без разрешения является причиной для составления административного протокола по части 1 статьи 12.21.1:

«Транспортировка тяжелых грузов без спецразрешения и спецпропуска, если получение его является обязательным или отклонение от указанного в разрешении маршрута, наказуемо штрафом от 2000 до 500000 рублей».

Естественно, не каждый грузоотправитель честен в весе собственного трейлера. В бумагах они указывают одни данные, в то время, как на самом деле может наблюдаться серьезный перевес. В этом случае расплачиваться приходится водителю, так как сотрудники ДПС выписывают штраф за перегруз грузового автомобиля на его владельца. Если водитель дорожит работой, ему придется уплатить штраф, зависящий от жадности инспектора либо количества перегруза. Законом предусмотрены следующие цифры:

«Если водитель предоставил недостоверные данные о габаритах груза, что повлекло за собой нарушение правил транспортировки тяжеловесных грузов, на него накладывается штраф размером 5000 рублей. Если водитель является юрлицом, штраф составит от 250000 до 400000 рублей».

Следует отметить, что за существенное превышение груза вашему транспортному средству может грозить отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа, чтобы исключить возможность перевозок с повторным перегрузом.

Правила перевозки габаритного груза

При транспортировке крупногабаритного груза нельзя игнорировать и правила перевозки, описанные в ПДД, пункт 23.4:

«Если груз на транспортном средстве выступает более 1 метра сзади либо на 40 сантиметров по бокам, он должен обозначаться знаками «крупногабаритный груз» в дневное время. В ночной период требуется дополнительно установить белые светоотражателями или фонарь спереди, а сзади оборудовать груз светоотражателями красного цвета».

Но помимо ПДД в КоАП, часть 2 указана следующая поправка:

«Транспортировка грузов, которые превышают габариты, вписанные в спецразрешение, свыше 10 сантиметров – влекут наложение штрафа от 1500 до 400000 рублей».

Перегруз легкового автомобиля

В КоАП указано прямым текстом, что водители грузового транспорта оплачивают штраф за перегруз авто по осям, но о перегрузе легковых авто там нет ни слова. Но не стоит думать, что искушенные инспекторы ГИБДД не смогут найти причину для того, чтобы выписать штраф. Особенно, когда авто перегружено пассажирами или грузом.

Почему перегруз легкового авто также считается опасным:

  • Максимально допустимая нагрузка на авто по документации указывается в пределах 250-600 грн. Превышать данное значение может быть чревато последствиями, которые сказываются на лонжеронах, амортизаторах и рамах.
  • Перегруженный авто имеет очень плохую устойчивость на дороге. Если основная нагрузка приходится на багажник, тогда цент тяжести смещается и переднюю часть авто на поворотах будет заносить. При резком торможении машина может полностью потерять управление.
  • Перегруженный авто задним бампером может тереться о полотно, что приравнивается к порче государственного имущества.

Если по какой-либо причине вам пришлось перегрузить машину, старайтесь ехать в первой полосе и с максимальной скорости в 50 км/час. Таким образом вы вряд ли будете остановлены инспектором и сохраните подвеску авто.

Наказание за перегруз авто

Как писалось выше, статьи о перегрузе легкового авто нет, однако можно попасть под другие штрафы. Следуя пункту 22.8 ПДД, количество пассажиров, находящихся в автомобиле должно соответствовать характеристикам автомобиля.

Перевозить четырех пассажиров в четырехместном седане нельзя, так как не хватит ремней. Так что можете быть наказаны за:

  • Не пристегнутого пассажира – 1000 рублей
  • Нарушение правил перевозки – 500 рублей

В лучшем случае получите предупреждение.

Итоги

Как показывает практика, штраф за перегруз в суде выиграть практически нереально. Судебные органы не будут изучать различные элементы дела, когда есть доказательства в перегрузе. Здесь нужен опытный автоюрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет водителям можно дать только один – внимательно проверяйте груз перед его транспортировкой!

Как избежать штрафов за перегруз автомобиля

О том, что в нашей стране дороги оставляют желать лучшего, можно услышать от любого водителя и даже от тех, кто собственной машины не имеет и за рулем никогда не сидел. Но мало кто задумывается о том, что причина этой вечной российской проблемы кроется не только в некачественном проведении строительных работ. Сами автовладельцы нередко провоцируют преждевременный износ асфальта. В погоне за прибылью недобросовестные управляющие транспортных компаний помещают в автомобиль большой объем товаров и материалов, масса которых превышает максимально допустимую для данного вида транспорта. Их не останавливает ни вред, который они наносят асфальту, ни увеличившийся размер штрафа, предусмотренный за технический перегруз.

Кто и зачем выписывает штраф за перегруз грузового автомобиля

В Министерстве Транспорта Российской Федерации значительно ужесточили меры по борьбе с разрушением дорожного покрытия. Ведь сколько не ремонтируй трассы и магистрали, они все равно будут быстро приходить в негодность из-за перевозчиков, нарушающих действующие законы и правила. Надеяться на ответственность сотрудников транспортных служб бесполезно. В их интересах забить машину под завязку и не отпускать ее в рейс полупустой. Сами перевозчики соглашаются на нарушение закона, боясь потерять контракт и упустить прибыль. Особенно часто такую ситуацию можно наблюдать при транспортировке стройматериалов, камня, песка. Чтобы обеспечить соблюдение закона, Минтранс постановил, что штраф в 2017 году необходимо увеличить. Многие восприняли эту меру негативно, однако у нее есть значимые преимущества и для самих перевозчиков:

Предотвращение аварийных ситуаций

Помимо защиты дорожного полотна, это помогает повысить уровень безопасности во время перевозок. Управлять автомобилем, если масса товара в нем значительно превышает допустимую, гораздо сложнее, увеличивается тормозной путь. Водитель хуже маневрирует, а в условиях гололеда или дождя может не справиться с управлением, уйти в занос, причинить вред себе и другим участникам дорожного движения.

Полный список документов, необходимых для оформления карты.

Сокращает расходы на ремонт и замену

Срок эксплуатации транспортного средства значительно сокращается, если он постоянно испытывает серьезные перегрузки. Изнашивается кузов, шины, и другие детали. Сумма, которую владелец транспортной компании получает, перевозя большее количество товаров, не способна покрыть размер штрафа, стоимость ремонтных работ и покупку новых деталей конструкции взамен тем, что пришли в негодность из-за нарушения правил эксплуатации.

Гарантии для транспортной компании

Не всегда инициатором нарушения является руководитель. Нагружают кузов сверх нормы и сами водители, даже если знают, какой штраф предусмотрен за перегруз автомобиля, ведь для них потери все равно минимальные. Размер выплат для физических лиц был настолько мал, что перевозчики, не опасаясь санкций, дезинформировали руководителя о весе груза. Обман обнаруживался лишь когда транспортное средство попадало на весовой контроль. Вся ответственность в этом случае на фирму. Для руководителя это огромные финансовые затраты, так как штраф нужно выплатить с учетом пройденного километража и прямо на месте. В противном случае автомобиль увезут на штрафстоянку.

Как видите, решение Минтранса направлено на защиту интересов обеих сторон. Должностное лицо не будет перегружать автомобиль и вынуждать водителя нарушать закон. В свою очередь, у самого перевозчика не будет возможности проигнорировать требования и переложить вину на руководителя. Зная, что ему тоже придется понести наказание, он перед рейсом добросовестно взвесит груз, даст верную информацию управляющему транспортной компании и избавит его от необходимости нести убытки и выплачивать огромную компенсацию. В некоторых случаях нарушение обходится компании в 500 тысяч рублей.

Применяет санкции к водителям инспектор ГИБДД. Остановив транспортное средство на дороге и обнаружив нарушение по допустимой массе грузов хотя бы на одну ось, он вправе выписать штраф. Поговорим подробнее о размере денежных выплат, полагающихся за данное нарушение.

Штраф за перегруз грузового автомобиля: сколько придется заплатить

Вначале разберем случаи, в которых предусмотрено наказание:

  • у водителя нет специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов;
  • перевозчик проигнорировал наличие на дороге знаков 3.11 или 3.12, ограничивающих на данном участке дороги движение транспорта с определенной осевой нагрузкой;
  • обнаружено нарушение максимально допустимого объема перевозимого товара

Надо отметить, что согласно новым правилам ответственность лежит не только на руководителе, допустившем транспортное средство в рейс, но и на самом перевозчике. Санкции были предусмотрены в законодательстве и прежде, но по ним наказание налагалось только на юридическое лицо. Сам же водитель от выплат освобождался, либо размер их был чисто символическим.

Цены на карты для тахографов можно узнать Здесь!

В 2017 году меры ужесточились, и уйти от ответственности теперь не смогут и физические лица. Конечно, им придется заплатить гораздо меньше, чем предприятию, но все же сумма заставит задуматься, прежде чем умышленно уклоняться от соблюдения требований.

Размеры взысканий:

Процент превышения веса Водитель Должностное лицо Предприятие
2-10% 1 500 – 2 000 рублей 10 000 – 15 000 рублей до 150 000 рублей
10-20% 4 000 рублей 30 000 рублей 300 000 рублей
20-50% 10 000 рублей или лишение прав на срок до 4-х месяцев 40 000 рублей до 500 000 рублей

Сумма будет увеличена, если к этому нарушению будут добавлены отягчающие обстоятельства. Например, отсутствие разрешения на грузоперевозку или игнорирование дорожных знаков, на которых указана максимально допустимая для перевозки масса товара. В этих случаях полагается штраф около 5 000 рублей, который складывается с суммой за перегрузку. Кроме того, машину могут задержать и отправить на штрафстоянку. И для предприятия и для перевозчика таким образом гораздо выгоднее соблюдать закон, чем нести убытки ради сомнительной прибыли.

Какой штраф предусмотрен за перегруз легкового автомобиля

Чаще всего санкции за превышение максимально допустимой массы применяют по отношению к грузовому транспорту. Они, как указано в официальном документе, отвечают за перегруз по осям. Однако, попадаются среди нарушителей закона и водители легковых машин. Официально в КоАП нет пояснений по поводу этой категории транспорта. Но это вовсе не означает, что владельцы легковушек могут перевозить неограниченное количество груза и пассажиров. Сотрудник ГИБДД, остановив машину на дороге, непременно выявит нарушение, если таковое имело место. Основанием выписать штраф может стать:

  • Груз превышает допустимую массу. Для легковых транспортных средств этот параметр устанавливается на каждый автомобиль заводом изготовителем. Он указан в документах на авто.
  • Не соблюдаются установленные правила перевозки пассажиров. Здесь даже не нужно разбираться в документации. Максимально допустимое количество человек в кабине легко определить по количеству ремней безопасности в салоне. Даже если ТС четырехместное, но одному из пассажиров не хватило ремня, это может стать основанием для штрафа.

Оформить заказ на карту для тахографа.

Размеры выплат для водителей:

  • перевозка груза не соответствует требованиям – 500 рублей
  • не пристегнут пассажир – 1 000 рублей

Как грузоотправителю и перевозчику избежать штрафа? Единственный и самый надежный способ – соблюдать закон и не допускать нарушения требований Минтранса. Размер прибыли, которую получит транспортная компания, загружая машину по максимуму, не соизмерим с убытками в случае выявления нарушения.

Штраф за перегруз на ось

Ухудшение состояния российских дорог властные структуры связывают с регулярной перегрузкой грузовых автомобилей. В период уборки урожая зерновозы загружают на 30-40% больше нормы, чтобы уменьшить транспортные расходы при доставке зерна, семечки подсолнуха на элеваторы, маслозаводы.

Магистральные фуры нарушают нормы осевой нагрузки при неправильном размещении, креплении ящиков или поддонов с промышленным оборудованием, строительными материалами. Вред дорожному полотну наносит и перевозка тяжеловесных грузов. Для нее предписано использовать специальные полуприцепы.

Допустимые нормы весовой загрузки автомобиля

По российским требованиям ПДД общий вес стандартного грузовика не может превышать 44 тонны. Для транспортировки грузов увеличенного веса используются специальные многоосные тралы.

Пределы весовой нагрузки на одну ось зависят от типа автодороги, для федеральных автомагистралей, дорог общего пользования варьируются (от 6000 до 26000 кг на ось). Измерения общего веса грузового автотранспорта проводится на стационарных или автоматических пунктах весового контроля. На длинном маршруте автоматические весы, вмонтированные в дорожное полотно, зафиксируют и смещение груза, изменяющее осевую нагрузку.

Размер штрафа за перегруз по осям

Штрафные санкции за превышение веса выплачивают водители грузовиков, выпускающие автоколонн, частный или юридический собственник автотранспорта. Размер штрафа за перегруз грузового автомобиля по осям зависит от категории автодороги, процента превышения веса. При превышении весовых габаритов до 10% водителю грозит штраф в 1500 рублей. Выпускающий автоколонны заплатит 10000 рублей, собственник автотранспорта — 100000 рублей. При увеличении перегруза до 20-50% эти цифры повышаются до 3000-10000 рублей (для водителя), 25000-50000 рублей (для выпускающего), 250000-500000 (для собственника автотранспорта).

Что нужно делать, чтобы не получать штрафы за перегруз

Чтобы не получать штрафы за перегруз по осям, опытные АТП выполняют простые правила:

  • соблюдают весовые нормативы, не допускают перегруза;
  • правильно крепят на бортовой платформе, в кузове магистральной фуры ящики (обрешетки) с оборудованием, поддоны и пакованный металлопрокат;
  • проверяют крепления на маршруте;
  • для автоперевозок тяжеловесного оборудования применяют многоосные низкорамные тралы, выписывают специальное разрешение.

В конструкциях тралов производства завода «Тверьстроймаш» расположение и комплектация осевых пар рассчитаны на нормативные нагрузки, поэтому превышение весовых нагрузок исключено. Для получения разрешения на автоперевозку расчет весовых нагрузок и чертежи схемы крепления входят в заявочный пакет. При согласовании спецразрешения с региональными организациями на маршруте отдельная плата за ущерб автодорогам выплачивается автоперевозчиком заранее. Тяжеловесные автопоезда с разрешениями инспекторы дорожной полиции не останавливают, замеры веса не производятся.

Штраф за перегруз: перевозчиков ждут новые санкции

В Министерстве транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно ужесточаются. В предложении есть плюсы для перевозчиков, однако минусов — не меньше.

Вкратце о сути инициативы. Во-первых, за перегруз транспортного средства теперь придется отвечать грузовладельцу, который ранее оставался безнаказанным. А во-вторых, крупные штрафы (до 500 тыс. руб.!) будут грозить не только юридическим, но и физическим лицам, которые раньше в основном отделывались легким испугом (небольшим штрафом). А теперь разберемся подробнее, к чему внедрение этой идеи приведет.

Перегруз выгоден

Начнем с того, что это не первая мера на тему сбора средств с участников рынка за порчу дорог. С ноября c владельцев грузовиков массой выше 12 т будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам — 3,7 руб. за 1 км. Собранные средства, порядка 50 млрд руб. ежегодно, как обещано, пойдут в дорожный фонд. При этом «Росавтодор» рассматривает возможность подобного же сбора с тяжелых грузовиков и автомобилей массой свыше 3,5 т с ноября нынешнего года. Как задумка на перспективу обсуждается предложение обложить подобным образом и проезд по региональным трассам.
И чиновники, и многие перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке «Росавтодора», ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Павел Ручьев приводил данные о том, что 28% федеральных автодорог работают в условиях перегрузки. По его данным, с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.
«Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину, а перевозчики, боясь потерять контракт, идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт», — комментирует директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.
По оценке главы Уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, перевес на большегрузных (негабаритных и тяжеловесных) автопоездах, созданный грузовладельцем, может достигать 2,4 и даже 5 т при общем грузе массой 70 т. Так что проблема действительно актуальна.
«Чаще всего такие случаи встречаются в перевозке стройматериалов, песка, щебня, товаров, расфасованных в мешки, а также пива, арбузов и картофеля», — свидетельствует Александр Дьяконов. В транспортной компании РАТЭК упоминают наряду с сыпучими грузами автозапчасти и металлопрокат. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов — не хочется отпускать полупустую машину.
По словам независимого эксперта в сфере логистики Александра Трахтенберга, среди самих транспортников чаще всего идут на риск, соглашаясь на серьезный перегруз, индивидуальные предприниматели и небольшие компании.

Кто виноват, тот и платит

Для транспортных компаний наказание за превышение нагрузки на ось существует уже сейчас. Компанию-перевозчика при нарушении ожидает штраф в сумме до 500 тыс. руб.
А вот грузовладелец не нес никакого наказания и зачастую специально дезинформировал о весе груза. И только когда автомобиль попадал на весовой контроль, грузоперевозчик узнавал о перегрузе и, соответственно, получал наказание.
За все отдуваются транспортники, причем санкционная система довольно громоздкая. Штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража, а оплатить его надо на месте под угрозой штрафстоянки, рассказывает начальник автоколонны в логистической компании «Веста» Светлана Быкова.
В случае поддержки предложения Минтранса и владельцу груза придется отвечать за «излишки». Придется законопослушно взвесить свой груз, опломбировать грузовик и выдать водителю машины сертификат о проведенном взвешивании. Для транспортных предприятий нововведение скорее в плюс: пока что перевозчик не имеет рычагов влияния при погрузке.
«Уравнивание ответственностей грузоотправителя и перевозчика даст возможность дисциплинировать обе стороны», — считает исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин. А Александр Дьяконов из FM Fresh указывает, что транспортным компаниям такое новшество даже будет выгодно, если, конечно, грузовладелец будет исправно платить за рейсы и при этом не превышать нормативы нагрузки.
Однако, как говорится, возможны варианты. Если грузовладельцы продолжат превышать нормативы, перевозчикам придется заложить штрафы в тарифы, рассуждает эксперт. Что не может не отразиться на ценах товаров, которые, как известно, и так растут.
«Не все виды грузов, например строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков», — добавляет Юрий Зорин. Придется закладывать в тарифы и процесс получения спецразрешений.

Против «уклонистов»

Вторая новелла, предлагаемая Минтрансом, вызывает больше нареканий. Напомним, предлагается уравнять штрафы для юридических и физических лиц. Сейчас последние в случае нарушения платят скромную сумму всего в пару тысяч рублей. Так что распространилась практика: юрлица сдают свои автомобили в лизинг физлицам и в случае штрафа отделываются очень скромными суммами. Теперь же это не пройдет — санкции вырастут вплоть до 500 тыс. руб.
Сдача автопарка в аренду с целью уклонения от больших штрафов прекратится, прогнозируют перевозчики.
В небольших компаниях, правда, опасаются, что штрафы окажутся неподъемными, что приведет к массовому закрытию (точнее, станет дополнительным стимулом для него). Как бы то ни было, речь опять же о росте тарифов и за ними цен на товары, говорят участники рынка.
Дополнительным фактором для вышеозначенных негативных процессов стало то, что формула расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок, была скорректирована, причем не в пользу перевозчиков. Благодаря изменениям в Правилах перевозки грузов допустимые нагрузки были уменьшены.
Эти и другие изменения законодательства делают использование тяжелых фур менее выгодным — интерес к самосвальной технике с меньшим собственным весом вырос уже сейчас, свидетельствуют в ООО МЗ «Тонар».

Весы для грузовиков

Прежде чем усложнять систему санкций за перегруз, надо наладить систему автоматизированного весового контроля, считают участники рынка. Впрочем, пилотные проекты на эту тему уже работают. Например, в Татарстане. Здесь, как докладывал замминистра транспорта республики Анатолий Геллер, проводится эксперимент по оснащению осей транспортных средств датчиками нагрузки с привязкой к навигационному оборудованию. «Ведь фактически не более 10% транспортных средств имеют нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось. А остальные 90% вынуждены простаивать на весах и ждать своей очереди», — объясняет эффективность такого нововведения чиновник.
В «Ространснадзоре» намерены в перспективе наладить всероссийскую систему «отлова» перегруженных автомобилей, о чем прессе сообщил замглавы службы Асланбек Ахохов. Согласно пояснениям чиновника, машины сначала будут проезжать через вмонтированные в дорогу весы. В случае обнаружения перегруза авто отправят на стационарный пункт взвешивания для проверки корректности данных. И только после этого будут выписывать штрафы. Все данные с постов весового контроля будут поступать в «Ространснадзор» и «Росавтодор».
Надо ли добавлять, что такая общероссийская система обещает влететь налогоплательщикам в копеечку?

Комментарии участников рынка

Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино моторс сэйлс»:
– Введение штрафов для грузоотправителя и увеличение их для физлиц (до 500 тыс. руб.) приведет к тому, что перевозчики заложат соизмеримые риски в цену своих услуг, а грузоотправители — в цену товаров. Однако и соблюдение правил загрузки (правильное распределение грузов), скорее всего, увеличит конечный ценник. С другой стороны, не все виды грузов, например, строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков. Кроме того, здесь встает вопрос о сроках получения спецразрешения и требуемых сроках доставки.

Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh:
– Сейчас, если при взвешивании автомобиля установлено, что вес превышает разрешенный законодательством норматив хотя бы на 500 кг, водитель должен заплатить штраф. У водителя не всегда с собой есть необходимые деньги. Поэтому он связывается со своим руководителем, но оперативно отправить деньги, как правило, не удается. И автомобиль помещается на штрафную стоянку.
Возможно, стоило бы организовать процесс следующим образом: создать пункты автоматизированного весового контроля, оборудованные камерами видеофиксации по типу контроля скоростного режима. Если весы фиксируют нарушение, то видеокамера считывает государственный номер автомобиля и отправляет в единый центр для оформления штрафа с последующей отправкой почтой владельцу автомобиля. Это позволит сделать процедуру максимально прозрачной.

Сергей Карчевский, заместитель начальника управления сбыта по региональным продажам ООО М3 «Тонар»:
– Практика показывает, что в последнее время вырос интерес к самосвальной технике с меньшей собственной массой. Этому способствовали, в том числе, последние изменения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления №12), согласно которым допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств (ТС) были уменьшены.
Считаю, что постановление №12 более прогрессивно в плане сохранения дорожного покрытия. Ведь на сохранность дорожного полотна в первую очередь влияет осевая нагрузка, а не полная масса ТС. Не случайно в Европе большим спросом пользуются многоосные ТС.
Можно прогнозировать, что спрос на прицепную технику с облегченным весом и большим количеством осей должен возрасти. А так называемые «монстры» постепенно уйдут в прошлое.

Иван Хворов, менеджер по продажам ЗАО «Алкоа СМЗ»:
– Уменьшение суммы допустимых осевых масс, узаконенное Постановлением Правительства РФ №12 от 09.01.2014, существенно сокращает полезную нагрузку грузовика. Учитывая, что прибыльность бизнеса перевозок всегда была низкой, уменьшение полезной нагрузки, разумеется, должно обратить внимание транспортников на вопрос снижения собственного веса сцепки. Этого можно достичь разными способами. Например, выбором меньшей кабины при заказе тягача или легкого дополнительного оборудования (компрессоры, ящики и пр.), а можно и заменой стальных элементов алюминиевыми. Отмечу, что некоторые компании (в том числе и Alcoa) предлагают онлайн-калькуляторы возврата инвестиций в облегчение массы сцепки. Когда перевозчик видит, за сколько окупятся деньги, вложенные в замену стальных дисков алюминиевыми, например, ему проще принять решение и планировать инвестиции. Только при замене стальных дисков алюминиевыми на 5-осной сцепке экономия массы составит 260–275 кг в зависимости от типоразмеров дисков.

Светлана Быкова, логистическая компания «Веста», начальник автоколонны:
– Думаю, если такой закон примут, он будет дисциплинировать грузоотправителя. Сейчас за все отвечает водитель — он должен следить и за погрузкой, и за распределением массы по осям. «Проспал» — значит виноват. Причем штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража от границы области до пункта контроля. И оплачивать его водитель должен сразу на месте, а у него не всегда есть с собой необходимые денежные средства. Если оплаты нет, то автомобиль помещается на штрафстоянку.
Добавлю, что у нас в парке многие автомобили оборудованы системой определения нагрузки на ось, позволяющей с достаточно высокой степенью достоверности определить массу перевозимого груза и правильность его размещения.

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector